Ансамбль Ново-Екатерининской больницы

Подан иск в суд по поводу сноса корпусов Ново-Екатерининской больницы

Архитектурная мастерская Мальцева и общественное движение "Архнадзор" требуют восстановить снесенные в Новогоднюю ночь корпуса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре по суду.

18+

Архитектурной мастерской Станислава Мальцева поданы в Арбитражный суд Москвы исковые заявления к ГУП “Моспроект-2” им. М.В. Посохина и к ФГУП “Атэкс” ФСО России”. Иски судом приняты, заседания намечены на 30 июля и 2 августа 2013 года.

Поводом для обращения в суд послужили недавние события, связанные с судьбой комплекса памятника архитектуры федерального значения – Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре, 15.

Напомним, что 26 декабря 2012 года Комиссия Правительства Москвы по градостроительной деятельности в зонах охраны объектов культурного наследия приняла, несмотря на отрицательное мнение многих экспертов и представителей общественности, решение о сносе трех исторических корпусов, входивших в комплекс Ново-Екатерининской больницы. В первые часы Нового года, 1 января 2013, они были стремительно снесены, в отсутствие ордеров ОАТИ. Погибли два здания первой трети XIX века, одно – 1930-х гг.
На их месте проектируется новое здание Московской городской думы.

В январе 2013 года «Архнадзором» были обнародованы материалы градостроительного регламента по территории Ново-Екатерининской больницы, утвержденные постановлением Правительства Москвы в 2010 году: регламент не предусматривает сноса исторических строений и напрямую запрещает новое строительство на участке. Эти материалы не были представлены Комиссии, в результате чего решение о сносе трех зданий было принято и воплощено в жизнь с нарушением утвержденных самими же столичными властями регламентов.

Архитектурной мастерской Мальцева в 2010-2011 гг. был разработан проект реставрации комплекса Ново-Екатерининской больницы, который прошел в 2010-2011 гг. государственную историко-культурную экспертизу и получил согласования Москомархитектуры и Мосгорнаследия, т.е. был принят городскими властями. Этот проект предусматривал сохранение и реставрацию всех построек комплекса, в том числе и снесенных 1 января 2013-го.

 

Однако проектные материалы мастерской Мальцева были без его ведома и согласия переданы в «Моспроект-2», который занялся изготовлением нового проекта реставрации памятника. В нарушение согласованного ранее проекта реставрации были снесены три строения комплекса. Начались работы по реставрации главного здания, причем Станислав Мальцев не мог осуществлять авторский надзор над объектом. В настоящее время новый проект реставрации разработан. В результате Москва имеет разработанные с разницей в три года и одобренные городскими властями 2 проекта реставрации одного и того же памятника архитектуры, причем отличающиеся в решении фасадов главного здания больницы.

В исковых заявлениях Архитектурная мастерская Мальцева просит суд:

- признать незаконным нарушение «Моспроектом-2» своих «исключительных авторских прав» на научно-проектную документацию по сохранению и реставрации ансамбля Ново-Екатерининской больницы;

- признать незаконными действия ФГУП «Атэкс» ФСО России по сносу строений 3, 4 и 8 на Страстном бульваре, 15/29, входивших в состав комплекса, и обязать ФГУП восстановить снесенные строения – в соответствии с первоначальным проектом реставрации, утвержденным городскими властями.

- обязать ФГУП «Атэкс» заключить с ООО «Архитектурная мастерская Мальцева» договор авторского надзора.

Станислав Мальцев также направил и.о. Мэра Москвы Сергею Собянину специальное письмо «О незаконном сносе исторических памятников».

«В начале января 2013 года был произведен незаконный снос исторических зданий № 3, № 4, № 8, являющихся частью архитектурного ансамбля Ново-Екатерининской больницы, - подчеркивает архитектор. – Снесенные строения входят в предмет охраны, утвержденный Москомнаследием (протокол № 27 от 04.08.2010 г.) и представляют несомненный интерес тем, что дают возможность проследить композиционную структуру больничного хозяйственного двора, задуманную и воплощенную архитектором Осипом Ивановичем Бове в 30-е годы XIX века… В соответствии с предметом охраны (том 2 книга 2, 2010 г.), снесенные строения № 3, № 4, № 8 относятся к ценным объектам историко-градостроительной среды, входят в предмет охраны ансамбля, и рекомендованы Мосгорнаследием к научной реставрации в режиме регенерации. Снесенные строения являлись единственными, помимо главного здания, сохранившимися строениями ансамбля периода передачи владения больнице св. Екатерины (1830-е гг.) и формировали градостроительный облик усадьбы начала XIX в.»

«Архнадзор» в свою очередь заявляет, что восстановление (регенерация) снесенных строений на территории охранной зоны в соответствии с утвержденными в 2010 году градостроительными регламентами является единственно возможным, если только Правительство Москвы намерено соблюдать федеральное и городское законодательство на Страстном бульваре, 15/29.

Однако пока что проектирование 5-6-этажного административного здания для Мосгордумы на месте снесенных построек Ново-Екатерининской больницы продолжается – так, как будто никакой охранной зоны не существует. По информации общественного движения, в настоящее время проектирование передано архитектурной мастерской «Speech», выходцем из которой является нынешний главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Тем временем стало известно, что после выборов в Мосгордуму в 2014 году ее депутаты разместятся в здании на Страстном бульваре.

Мосгордума, вероятнее всего, переедет из нынешнего комплекса зданий в здание бывшей Ново-Екатерининской больницы, которое сейчас реконструируют. Таким образом, чиновник официально подтвердил информацию, появившуюся в блогах и СМИ еще в ноябре прошлого года.  

В апреле стало известно, что в связи с работами в здании из него выселяют детский клинический центр по специфической иммунопрофилактике. Противники переезда отмечают, что новое помещение возле станции метро "Октябрьское поле" не приспособлено для работы центра, площадь его меньше, чем в Успенском переулке, а капремонт не проводился вообще. Однако чиновники на эту ситуацию внимания, по сути, не обращают и лишь торопят центр с переездом.