Становятся ясны причины трусливой поспешности, с которой 1 января, в первые часы 2013 года, были снесены два корпуса первой трети XIX века, входившие в состав комплекса Ново-Екатерининской больницы (Страстной бульвар, д. 15/29, строения 4 и 8).
Как выясняется, исторические здания уничтожены не только без соблюдения необходимых документальных процедур, но и с грубым нарушением действующих постановлений Правительства России и Правительства Москвы.
1. Согласно данным официального сайта Объединения административно-технических инспекций г. Москвы (ОАТИ), ордер ОАТИ № 13010115, которым подрядчику – ФГУП «АТЭКС» ФСО РФ – разрешалось снести стр. 4 и 8, предусматривает производство работ с 11 января 2013 года. Таким образом, работы по сносу этих зданий 1 января 2013 года производились в отсутствие действующего ордера ОАТИ, что является явным нарушением установленного Правительством Москвы порядка строительных работ.
2. Постановлением Правительства Москвы № 907-ПП от 5 октября 2010 года «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в квартале № 250 Центрального административного округа, ограниченном улицами Петровкой и М. Дмитровка, Успенским и Б. Путинковским переулками и Страстным бульваром» установлены градостроительные регламенты на территории бывшей Ново-Екатерининской больницы.
Согласно тексту этого постановления (Приложение 21), для регламентного участка № 4, который находится на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия № 40 и имеет адрес: Страстной бульвар, д. 15/29, стр. 1-5, 8-10, т.е. включает уничтоженные 1 января здания – установлены «требования режима использования земель»: «запрещение капитального строительства… искажения традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки исторического владения».
Таким образом, снос исторических зданий в этом владении и намеченное строительство на их месте нового здания Московской городской думы являются грубым нарушением Постановления Правительства Москвы № 907-ПП от 05.10.2010 г.
3. Согласно Схеме градостроительных регламентов на территориях объединенных охранных зон № 40 и 42 (Приложение 20 к Постановлению Правительства Москвы № 907-ПП от 05.10.2010 г.), стр. 4 и 8 во владении 15/29 по Страстному бульвару являются ценными градоформирующими объектами.
Постановлением Правительства РФ № 315 от 26 апреля 2008 г. «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено требование к режиму использования земель и градостроительным регламентам на территории охранной зоны: «сохранение и восстановление… всех исторически ценных градоформирующих объектов” (п. 10, подпункт “е”).
Таким образом, снос строений 4 и 8 во владении 15/29 по Страстному бульвару – исторически ценных градоформирующих объектов – является грубым нарушением требований Постановления Правительства РФ № 315 от 26.04.2008 г.
4. Вышеизложенные факты были скрыты от членов Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства на территории зон охраны объектов культурного наследия, принимавших 26 декабря 2012 года решение о сносе корпусов Ново-Екатерининской больницы. Ни докладчик – руководитель Научно-проектного объединения «НПО-38» архитектор Е.Е. Соловьева, ни председательствовавший на заседании Комиссии руководитель Мосгорнаследия А.В. Кибовский не поставили членов Комиссии в известность ни о статусе строений 4 и 8 как исторически ценных градоформирующих объектов, ни об утвержденных Правительством Москвы в 2010 году режимах использования земель и градостроительных регламентах данной территории. В результате Комиссия приняла абсолютно нелегитимное решение о сносе исторических зданий, исполненное уже 1 января с заслуживающим лучшего применения рвением. Вместе с ними было снесено построенное в 1930-е годы стр. 3 – согласно Постановлению Правительства Москвы № 907-ПП от 05.10.2010 г. - «объект историко-градостроительной среды».
Общественное движение «Архнадзор» требует:
- отменить решение городских властей Москвы о строительстве нового здания Мосгордумы на месте снесенных строений 3, 4 и 8 во вл. 15/29 по Страстному бульвару как противоречащее утвержденным Правительством Москвы в 2010 г. режимам использования и градостроительным регламентам территории. Новое строительство в объединенной охранной зоне и его проектирование являются незаконными, а расходование на это средств бюджета г. Москвы – нецелевым;
- восстановить снесенные 1 января 2013 года исторические здания в порядке «применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия», в соответствии с требованиями п. 10, подпункт «а» Постановления Правительства РФ № 315 от 26.04.2008 г.;
- установить и привлечь к ответственности виновных в производстве работ по сносу стр. 4 и 8 на территории Ново-Екатерининской больницы 1 января 2013 года в отсутствие действующего ордера ОАТИ г. Москвы, разрешающего эти работы;
- провести служебное расследование по факту непредоставления участникам заседания Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства на территории зон охраны объектов культурного наследия 26 декабря 2012 года информации о статусе строений 4 и 8 на территории Ново-Екатерининской больницы, утвержденных режимах использования земель и градостроительных регламентах данной территории. Необходимо установить, было ли это следствием умысла либо халатности.