Фото: Юрий Егоров

В Ярославской области уничтожают выявленный памятник - ансамбль Локомотивного депо. Региональные власти утверждают, что всё в рамках закона. Но это не так

18+

Не так давно мы опубликовали информацию, что в городе Данилове Ярославской области по инициативе компании РЖД в 2023 году было снесено историческое здание мастерских Северной железной дороги. Следом был спешно уничтожен старый поворотный круг, а его конструкции сдали в металлолом. В следующем же году намечен слом и главной доминанты комплекса - Локомотивного депо.

Областные власти поспешили заверить нас, что всё в рамках закона и ни одно ценное здание демонтировано не было. Но, как выясняется, это была ложь. В течение нескольких недель проект "Наступление на наследие" анализировал документы и материалы, по итогам мы пришли к выводу, что в Данилове при попустительстве Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области всё-таки уничтожен охраняемый законом памятник. Объясняем по пунктам, почему.

1. Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области, по всей видимости, не знает, какие здания она должна охранять и сохранять

Ансамбль Локомотивного депо в городе Данилове был поставлен под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия в 1993 году - Постановлением Администрации Ярославской области №329. Согласно документу, в состав ансамбля было включено два строения, которые получили официальное наименование - "Производственные здания Северной железной дороги" с чрезвычайно размытым адресным ориентиром: Данилов, Моторовагонное депо.

Спустя десять лет, в 2003 году, Глава Даниловского муниципального округа своим Постановлением уточнил почтовые адреса данных железнодорожных объектов, в результате чего, здания стали числиться как дома 18А и 18Б по Деповской улице. Соответствующие изменения были внесены и в список выявленных памятников.

По состоянию на 2024 год домов под номерами 18А и 18Б на Деповской улице юридически уже не существует. Вероятно, некоторое время назад они были сняты с кадастрового учёта и, соответственно, лишены почтовых адресов. При этом в списке выявленных памятников информация не исправлена.

Проект "Наступление на наследие" обратился в Госслужбу охраны объектов культурного наследия Ярославской области с просьбой проверить законность осуществлённого в прошлом году сноса здания мастерских и получил ответ: "В ходе визуального осмотра установлено, что снос в отношении вышеуказанных выявленных объектов культурного наследия не осуществлен; объекты находятся в том же техническом состоянии, что и при их последнем обследовании от августа 2024 года. Таким образом, если и был осуществлен снос зданий, то эти здания не являлись объектами культурного наследия".

Возникает вопрос - как инспектора госслужбы не увидели пустырь на месте выявленного памятника? И какое обследование они проводили летом этого года, когда точно так же не заметили, что здание отсутствует?

Всё очень просто. Орган, уполномоченный в Ярославской области вести учёт и надзор за народным достоянием, просто запутался в адресах и, по всей видимости, на протяжении длительного периода времени обследовал и фотофиксировал вовсе не выявленные памятники депо, а совсем другие объекты.

2. Отсутствие в Госслужбе документации на ряд выявленных памятников и сомнительное инспектирование

Проект "Наступление на наследие" обратился с повторным запросом к представителям госслужбы, в котором попросил уточнить - какие именно строения Депо они приняли под охрану в качестве памятников в 1993 году и почему они не используют учётную документацию с историческими фотографиями, по которым можно идентифицировать точное расположение исторических объектов.

Исполняющая обязанности Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области Светлана Охинцева в своём ответе фактически подтвердила, что возглавляемому ею ведомству неизвестно точное местоположение железнодорожных объектов в Данилове.

"Точное местонахождение объектов культурного наследия возможно определить только в результате государственной историко-культурной экспертизы. Учетные карточки ансамбля в распоряжении службы отсутствуют", - заявила Охинцева.

Снова вопрос - тогда какие объекты всё это время инспектировались сотрудниками Госслужбы?

3. Давайте поможем Госслужбе охраны объектов культурного наследия Ярославской области идентифицировать местоположение зданий Локомотивного депо, являющихся выявленными памятниками

В распоряжении областного органа охраны памятников всё-таки есть очень важный документ - схема расположения железнодорожного ансамбля в городе Данилове. На данной карте отмечены два здания, подлежащих обязательному сохранению - это как раз снесённые мастерские и планируемое к демонтажу веерное депо.

Ниже мы сопоставили схему и актуальную карту, на которой видны свежие следы разрушений. Оба отмеченных здания - выявленные памятники.

Кроме всего прочего, Госслужба в силах выявить точное расположение охраняемых объектов, запросив в Архиве города Данилова то самое Постановление Главы Даниловского муниципального округа от 2003 года, которым ансамблю депо были присвоены почтовые адреса. Точно также, как это сделали мы.

4. Итог
В то время, как орган охраны объектов культурного наследия Ярославской области не может разобраться в том, что именно он охраняет и даже не пытается упорядочить свою собственную учётную документацию, в Данилове снесён выявленный памятник из состава ансамбля железнодорожного депо. Причём компания РЖД в комментариях другим СМИ этого даже не скрывает.

Как известно, согласно пункту 10 статьи 16.1 Федерального закона "Об объекта культурного наследия", снос выявленных объектов культурного наследия категорически запрещён.

Однако, вместо обращения в правоохранительные органы и организации собственной проверки, Госслужба всеми силами пытается уйти от ответственности и словно умышленно усиливает дезорганизацию в своём хозяйстве.

Сейчас нет никаких сомнений в том, какие здания железнодорожного комплекса в Данилове подлежали обязательному сохранению и какие должны сохраняться в дальнейшем. Областной орган охраны памятников должен незамедлительно привлечь к ответственности виновных в уничтожении мастерских, а собственнику веерного депо направить предостережение о недопустимости осуществления его сноса.

Историческая справка:
С конца XIX века началось строительство Транссибирской магистрали, проходящей через города Данилов, Буй, Шарья и другие. В это время также строились участки дороги от Петербурга до Вологды и Вологда - Буй - Вятка. Для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок возникла необходимость в паровозных депо. В 1905 году открылись депо в Бую, Шарье и Череповце. Данилов планировался как стыковая станция трех направлений, что потребовало строительства депо и в этом городе.

В 1906 году началось возведение домов для работников депо и самого депо, состоящего из двух секторов с семью смотровыми канавами и поворотным кругом. Уже в январе 1907 года в новое здание заехал первый паровоз. Открытие депо прошло торжественно с участием железнодорожников и местного духовенства.

В этом же году был построен первый жилой дом для специалистов депо, а для водоснабжения паровозов создали насосную станцию и водонапорную башню. До 1913 года депо занималось ремонтом паровозов серий «О» и «Щ», а также маневровой работой.

С завершением строительства железнодорожного моста через Волгу в Ярославле в 1913 году поезда начали курсировать из Москвы в Архангельск. Депо Урочь закрылось, а его бригады и паровозы были переданы в Данилов, что увеличило объем работы на маршрутах Данилов - Ярославль и Данилов - Вологда.