Ровно три года назад в центре Москвы были снесены Дома Привалова

Три года назад в центре Москвы, на Садовнической улице, 9, был снесен ансамбль Домов Привалова, возведенных в конце XIX- начале XX века известным архитектором Э.Р.Нирнзее.
18+

Ровно три года назад в центре Москвы, на Садовнической улице, 9, был снесен ансамбль Домов Привалова, возведенных в конце XIX- начале XX века известным архитектором Э.Р.Нирнзее. Постройки представляли собой не только архитектурный, но и мемориальный интерес: именно здесь начинал свой творческий путь поэт Сергей Есенин.

Напомним, что ранним утром 16 января 2015 года застройщик «Великан XXI век» с согласия властей начал снос уникальных строений, заранее заручившись максимальной силовой поддержкой. Сотрудники ЧОПа и полиции оцепили квартал, перекрыв проход не только к уничтожаемым зданиям, но и к подъездам жилых домов.

На глазах у местных жителей и нескольких десятков градозащитников экскаватор стирал в пыль выявленный памятник федерального значения «Ансамбль доходных домов Привалова, 1810-е, 1900-1913, архитектор Нирнзее», который по закону охранялся государством. Под завалами оказалась погребена квартира, где в 1914-1916 годах в редакции журнала «Млечный путь» читал свои стихи молодой Сергей Есенин.

Компания-застройщик прекрасно знала, что с 15 декабря 2014 года Министерство культуры рассматривает экспертизу, которая признает дома памятниками. Об этом статусе знало и Правительство Москвы, включая заместителя мэра Собянина по строительству Марата Хуснуллина.

Тем не менее 24 декабря на заседании «сносной комиссии» Правительства Москвы чиновники проголосовали за снос выявленного памятника. Среди голосовавших «за» были - руководитель департамента культурного наследия Александр Кибовский (ныне возглавляет Департамент культуры города Москвы) и главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Фактически владение по Садовнической, 9 представляло собой сформировавшийся целостный архитектурный ансамбль и являлось своего рода музеем Нирнзее под открытым небом, дающим наглядное представление о разных этапах его творческого пути.

Разломав всё, кроме фасадной стены, в марте 2015 года стройка остановилась. Теперь за парадным фасадом - пустота.

К третьей годовщине сноса "Фронде ТВ" публикует полную историю домовладения.

С 1740-х по 1820-е гг. исследуемый участок принадлежал одному из богатейших дворянских родов России, роду Демидовых — металлургов и меценатов. Первым владельцем был Акинфий Никитич Демидов, действительный статский советник. Его владение состояло из двух частей, участок между ними принадлежал купцу I гильдии Ивану Никитичу Горскому. После смерти Акинфия Никитича в 1745 г. земля перешла к его сыновьям Прокофию и Григорию. В 1758 г. Прокофий купил участок наследника И. Н. Горского, и братья стали непосредственно соседствовать друг с другом. На плане Москвы 1767 г. мы видим каменные строения вдоль набережной Москвы-реки, которые продолжались до Садовнической улицы по восточной меже. Они просуществовали вплоть до 1817 г.

Григорий прожил 46 лет и умер в 1761 г., завещав землю с постройками единственному сыну Павлу. Сведений о том, как и когда владельцем участка Прокофия стал его младший сводный брат Никита Акинфиевич, нет, но вплоть до 1793 года участок числился за ним, после — за его сыном Николаем.

Так, в конце XVIII — начале XIX века исследуемым участком владели двоюродные братья Павел Григорьевич и Николай Никитич Демидовы. В 1813 г. Павел Григорьевич продал свою часть Николаю Никитичу.

По состоянию на 1803 г. участки вытянуты от Садовнической улицы до реки, проезд вдоль которой носит название Набережной улицы. На дворе П. А. Демидова со стороны реки стоит двухэтажный каменный дом: на первом этаже — кладовые, на втором — жилая часть. Жилые флигели, также двухэтажные, расположены по Садовнической улице, между ними — каменные ворота. В одноэтажном нежилом строении, видимо, располагались лавки. Хозяйственные постройки занимают западную часть двора.

Двор Н. Н. Демидова имеет двухэтажный каменный жилой дом также со стороны набережной. На плане 1804 г. каменные сооружения по улицам Набережная и Садовническая стоят достаточно плотно по всему периметру владения; на плане 1817 г. со стороны реки — дом с мезонином; торцом на Садовническую улицу выходит каменный двухэтажный флигель с мезонином и одноэтажная деревянное строение.

Пожар 1812 г. уничтожил всю застройку этой части города. После купли-продажи и объединения владений Николаем Никитичем требовалось восстанавливать постройки. На плане города за 1820 г. мы видим на месте прежних жилых флигелей, соединённых каменными воротами, каменный двухэтажный корпус с проездной аркой примерно посередине. Он вошёл в состав нынешнего строения № 1. Был восстановлен и двухэтажный флигель с мезонином, и он также вошёл в состав строения № 1. Флигель и деревянное сооружение слева от него выходили за красную линию улицы. По набережной показаны два двухэтажных каменных дома. Каменные службы во дворе были сломаны, остались только те, которые располагались по западной меже. В центре двора, вероятно, идёт строительство одноэтажного каменного сооружения, вероятно, что в нём впоследствии располагался амбар.

В 1820-х гг. владение переходит к купцу Григорию Максимовичу Серебрякову. В архивном деле за 1836 г. обозначены фасады каменных жилых строений, выходящих на Садовническую улицу, — двухэтажного корпуса (нынешнее стр. № 1) и одноэтажного флигеля с мезонином. Двухэтажный корпус построен в стиле ампир, имеет трёхчастную композицию, фронтон над центральной частью и две аттики по сторонам. На плане владения 1841 г. заново отстроен двухэтажный каменный корпус по западной меже, других изменений не зафиксировано. К 1849 г. фасад дома с портиком по набережной пошёл трещинами, что хорошо видно на чертеже в деле; строения во дворе и в западной части владения использовались под амбары, часть зданий занимали квартиры.

Следующий владелец участка, сын Григория Максимовича Александр Серебряков, в 1873 г. заложил его в Санкт-Петербургско-Тульский поземельный банк. Примерно в это время во дворе было построено одноэтажное нежилое строение г-образной формы. В 1875 г. владение было сдано крестьянину И. М. Морозову. Он устраивал торговые лавки и просил разрешения пробить двери вместо окон по Садовнической улице (строение № 1). 18 июня 1875 г. владение продано за неуплату по ссуде Санкт-Петербургско-Тульским поземельным банком Екатерине Дмитриевне Манухиной, жене инженер-штабс-капитана. Уже через год владелица подала прошение об отделении части владения — дома по набережной, где жили родственники прежнего владельца — его сестра Александра Григорьевна Серебрякова и дочери Наталья и Клавдия. В 1878 г. владение Манухиной продано за неуплату долга по ссуде купцу Василию Николаевичу Клюгину.

План владения В. Н. Клюгина за 1883 г. демонстрирует отделённую часть наследниц Серебрякова. Г-образное строение внутри двора разобрано, на его месте — два здания. В. Н. Клюгин заложил недвижимость на Садовнической улице в Московском городском кредитном обществе. К концу XIX в. участок был застроен максимально плотно по периметру и в средней части двора: две фабрики, жилые здания для рабочих, лавки, винный магазин, трактир и др. Большинство зданий сдавались. В 1889 г. Московская городская управа выдала разрешение на надстройку до 4 этажей корпуса по левой меже владения (нынешнее строение № 4). К восточному фасаду в дальней от Садовнической улицы части пристроены частично двухэтажная, частично одноэтажная пристройки. Здание будущей табачной фабрики (открылась в 1894 г.) проектировал архитектор А. З. Захаров. Он же выполнял проект встройки с каменной лестницей для соединения корпуса по Садовнической улице с соседним флигелем. Бывшее нежилое строение в центре двора надстроено вторым этажом и обращено в жилое; корпуса приращиваются многочисленными пристройками.

В 1895 г. территория со стороны набережной отдана в аренду под макаронную и кондитерскую фабрику Иоганна Леонгарда Динге. В тот же год владение было выставлено на публичные торги за неуплату долгов Московским городским кредитным обществом, уже после того, как владельцу отказали в разделе участка для последующей продажи по причине его несостоятельности как должника. Однако на участок не нашлось покупателя.

В одном из зданий в 1896 году случился сильный пожар, ущерб от которого В.Н.Клюгину возместило Северное страховое общество, где дом был застрахован.

В том же году на очередных торгах владение было продано московскому купцу Ефиму Ермиловичу Привалову, который, хоть и стал новым собственником, вынужден был еще несколько лет соблюдать условия договоров аренды территории и зданий, заключенные до продажи.

Со стороны набережной на территории макаронной и кондитерской фабрики И.Л.Динге в 1900 г. и в последующие годы велись работы по пристройкам к существующим корпусам.

С 1903 года начинается новый этап в истории исследуемого владения. Е. Е. Привалов начинает строительные преобразования, в дальнейшем радикально изменившие структуру и облик территории. Он подает прошение о надстройке трех этажей на двухэтажном корпусе по Садовнической улице (стр. № 1) в Строительное отделение Московской городской управы, в котором также просит разрешить снести постройки, примыкавшие к надстраиваемому корпусу со стороны двора, и левый флигель.

Проектирование нового здания с включением постройки 1810-х гг. было поручено известному архитектору польского происхождения Эрнсту-Рихарду Карловичу Нирнзее.

Архитектор в 1898 году вместе с братом К.К.Нирнзее переехал в Москву из Варшавы, а в 1900 году получил право на осуществление строительных работ. С Ефимом Ермиловичем Приваловым архитектор был знаком много лет и, видимо, крепко с ним сдружился. Кто кого увлек и привлек к участию в Московском автомобильном обществе — большой вопрос, но оба стали его участниками с момента возникновения.

Первое здание архитектора Нирнзее во владении купца Привалова было достаточно типично для доходных домов начала XX века. Сохранившиеся проектные чертежи демонстрируют фасад доходного дома с двумя эркерами и эклектичной отделкой. От старой постройки сохранялись только внешние капитальные стены и одна поперечная стена. В здании устраивались новые лестницы, пристраивался новый объем на месте левого флигеля. По чертежам фасада и разрезам видно перенесенные на новый более высокий уровень перекрытия и перетесанные окна. На первом этаже витринные окна магазинов, существующие на тех же местах до сих пор, сохранялись.

В 1903 году, одновременно с надстройкой строения № 1, архитектор Э.-Р. К. Нирнзее изменил облицовку фасада строения № 4, выходящего на Садовническую улицу, выполнив его в едином стиле с парадным фасадом строения № 1.

В 1904 году произошел раздел владения, и сформировались границы исследуемой территории, сохранившиеся до настоящего времени. Разрешение на раздел было дано с условием продажи отделяемой части по набережной Обществу электрического освещения.

После раздела все дворовые здания во владении Привалова сносятся и остаются два здания, выходящие на линию Садовнической улицы, занятые квартирами и лавками в нижнем этаже.

Во время московского наводнения 1908 г. во владении Е. Е. Привалова затапливает 14 квартир первого этажа, и в этот же год купец подает прошение о строительстве шестиэтажного доходного дома во дворе (нынешнее строение № 3). Проект нового здания купец вновь доверяет архитектору Э.-Р. К. Нирнзее. Фасады здания были спроектированы в духе эклектики с использованием разнообразных приемов и элементов классической западноевропейской архитектуры, что в совокупности дало достаточно выразительные, насыщенные и пластически проработанные формы, редкие для построек во дворе. Проект фасада строения № 3 был реализован при строительстве без отступления.

Внутренняя планировка в новом строении необычна для того времени, она предельно экономная и упрощенная: в двухподъездном доме устраивались только парадные лестницы, черные лестницы не были предусмотрены. Небольшие квартиры не имели отдельной кухни, ее функции выполняла расширенная часть коридора с печью. В каждой квартире имелся 1 туалет. В подвале размещались кладовки и помещение для центрального водяного отопления. В отличие от фасада проект планировки внутреннего помещения при реализации был частично изменен.

Проект строения № 3 был не сразу утвержден Московской городской управой к постройке, так как потребовались отдельные доработки и изменения. В частности, управа потребовала отделения дверью лестниц подъезда от входов в подвал и устройства дополнительных наружных металлических лестниц на случай пожара. Архитектор выполнил лишь первое требование, второе он счел неуместным и настоял на своей позиции.

Строительство корпуса началось лишь в 1909 году. Позднее в подъездах были устроены лифты. Описание дома было также составлено в 1916 году Северным страховым обществом, где Привалов застраховал все свое владение.

В 1914–1916 гг. квартиру № 56 на 1-м этаже здания арендовала редакция литературно-художественного журнала «Млечный Путь». В первые два года, 1914-1915 гг., вышло 14 номеров, в 1916 г. — только два номера. Редакция указывала свой адрес на обложке журнала.

Издателем и редактором журнала был Алексей Михайлович Чернышев, член Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего литераторов из крестьянской и рабочей среды. По сведениям К. В. Стародуб, исследовательницы истории литературной Москвы, Суриковский кружок нашёл пристанище по тому же адресу.

Редакция «Млечного Пути» освещала события культурной жизни Москвы и Петербурга, содержала статьи по теории искусства. В «Млечном пути» публиковались Игорь Северянин, А.С.Новиков-Прибой, Борис Пильняк, Надежда Павлович. Журнал охотно сотрудничал с начинающими писателями из народа. В литературный отдел вошли участники Суриковского кружка С.А.Есенин, С.Д.Дрожжин, Н.Н.Ливкин, Н.И.Колоколов, И.В.Репин, Ф.С.Шкулев. Среди сотрудников художественного отдела были ставшие позже известными художники В. С. Барт, Н. А. Тырса, С. Эрьзя.

«Молодежь, группировавшаяся вокруг журнала, весьма охотно посещала литературные “субботы” “Млечного Пути”, — вспоминал позднее Н. Н. Ливкин. — За столом — писатели, поэты, художники, скульпторы, артисты. Все, кто хотел, могли прийти на эти “субботы”, и всех ждал радушный прием. <…> На одной из “суббот” меня познакомили с очень симпатичным, простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком. “Есенин”, — сказали мне. В этот вечер Есенин принес стихи. Читал тихо, просто и задушевно». Переоценить значение этого издания и созданной им культурной среды трудно.

В 1913 г. Е.Е.Привалов подал прошение о строительстве во дворе ещё одного доходного дома справа от предыдущего дома на месте небольшого сада. Проект шестиэтажного дома выполнял также Э.-Р. К. Нирнзее (нынешнее строение №2). Облик дома имел модный «готический» стиль: верх здания увенчан башенкой, ниши на фасаде круглые и стрельчатые, очертания окон также стрельчатые.

До 1917 года квартиры в доходных домах Е.Е.Привалова снимали представители интеллигенции. 19 ноября 1914 года в квартире № 61 работал Второй приходской лазарет на 15 воинов, устроенный приходом находящейся поблизости церкви Георгия в Ендове. Врачом в этом лазарете работал житель дома № 9 Иосиф Ефимович Неймарк. Работал безвозмездно, в течение нескольких лет, плоть до закрытия лазарета.

Здания после революции были отданы под коммунальное жильё и магазины.