Фото: "Фронде ТВ"

Никольскую-земскую лечебницу XIX века на севере Москвы снесут для строительства гостиницы

Архитектурный совет города Москвы одобрил проект строительства гостиницы на месте строений бывшей Никольской-земской лечебницы, расположенной на Ленинградском шоссе, возле станции метро "Речной вокзал".

18+

Архитектурный совет города Москвы одобрил проект строительства гостиницы на месте владения 61 по Ленинградскому шоссе. Это здание будет иметь сложное витражное остекление, напоминающее чешую. Участок площадью 18,757 кв.м имеет большое количеством зеленых насаждений, поэтому было решено максимально «растворить» фасады здания в зелени, сделав сложную структуру. Об этом сообщается на официальном сайте Совета.

 

Архитектурное решение нового здания - неоднозначное, на любителя. Тем более, что возводиться оно будет вместо действительно ценных зданий, имеющих свою историю, сохраняющих красоту и самобытность постройки XIX века.

Речь идет о сохранившихся строениях Никольской-земской лечебницы, которая была построена в 1895 году, имеет свою историю и предысторию. В 1880-х годах Московское уездное земство приняло решение открыть больницу во Всехсвятской волости (с центром в с. Всехсвятское, нынешний район Сокол). После долгих поисков арендовали крестьянскую избу в селе Тушино, в которой в 1887 г. и расположилась больница на 13 коек, из них одна родильная. Больные лежали частью на скамьях вдоль стен, частью - на полу, на соломенных подстилках.

Затем были выделены деньги на строительство новой каменной больницы. Больницу отстроили на 16-й версте Петербургского шоссе (ныне - Ленинградское шоссе), между селом Никольское в основном на казенной земле, принадлежащих запасу шоссе, прикупив также у крестьян деревни Аксиньино полосу их общинной земли. Открытие больницы состоялось 8 октября 1895 года. Больница получила название Никольской лечебницы, хотя фактически она была расположена ближе к деревне Химки, нежели к селу Никольское (церковь которого поныне видна у метро "Речной Вокзал"). Возглавил больницу ее строитель - молодой (1866 г.р.) врач Алексей Васильевич Иванов.

Участок, на котором находилась больница, представлял собой глинистую обочину шоссе, совершенно вытоптанную многочисленными гуртами скота, которые гоняли в Москву. Сотрудникам больницы пришлось приложить множество сил для его озеленения. В результате, вокруг больницы вырос настоящий парк, впоследствии соединившийся с парком, разбитым вокруг Речного Вокзала.

На квартире у Питалевой, между прочим, неоднократно бывал молодой М.В.Фрунзе. В январе 1909 г. Фрунзе был приговорен к смерти за покушение на убийство шуйского урядника Перлова. Иванов заявил, что в день убийства (21 февраля 1906 г.) Фрунзе якобы находился в Никольской больнице, на квартире у Питалевой, будучи болен ангиной. Задним числом Фрунзе внесли в амбулаторный журнал и завели на него скорбный лист (амбулаторную карту). Из-за последовавшей затем тяжелой болезни Иванова, новое заседание суда состоялось только 22 сентября 1910 года. Иванов достаточно обстоятельно рассказал на нем, как он «лечил» Фрунзе (которого никогда не видел в глаза), но смешался, когда прокурор предложил ему опознать «его пациента». Отчаянная попытка Питалевой и Иванова не помогла: Фрунзе был вновь приговорен к смертной казни, замененной затем на 6-летнюю каторгу.

С началом мировой войны, нагрузка на врачей резко возросла. В больнице был построен для раненых новый деревянный корпус, а в районе больницы была устроена система лазаретов. В 1915 году по приглашению Иванова в Никольской больнице три месяца работал приехавший с фронта молодой зауряд-врач С.С.Юдин - впоследствии всемирно знаменитый хирург, академик. В Гражданскую войну положение стало еще более тяжелым из-за эпидемий холеры, испанки и сыпного тифа. В больнице, рассчитанной на 45 коек, развернули 120 коек для сыпнотифозных. Для них же открыли филиал больницы в Казанско-Головинском женском монастыре, в деревне Головино (район нынешней ст. метро "Водный стадион").

В ноябре 1941 года больница оказалась почти на передовой; был момент, когда раненые шли туда пешком. Больница приняла на себя функции полевого госпиталя. Раненым оказывали первую помощь, после чего переправляли в московские госпитали. Затем в больницу прибыл медсанбат 7-й Гвардейской дивизии, занявший два самых крупных кирпичных корпуса. За время войны персонал больницы сократился вдвое из-за мобилизации, эвакуации женщин с детьми. Двое врачей больницы (Сергей Иванович Сперанский и Петр Михайлович Ширманов) погибли, один из врачей оказался в окружении в Белоруссии и работал в партизанском отряде. Екатерина Борисовна и Юрий Борисович Рапопорты дошли со своим военно-полевым госпиталем до Кенигсберга.

 
 

Если сохранившиеся корпуса больницы будут уничтожены, вместе с ними канет в неизвестность и вся связанная с ними богатая история. И что же появится взамен? Гостиница-стекляшка, парковка, какие-то развлекательные сооружения, которыми Москва и без того переполнена.

"Новая постройка, - отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, - будет находиться между Ленинградским шоссе и Химкинским водохранилищем, что дает возможность создать в этом месте гостиницу с отличными видами. Проект в целом получил положительную оценку, но архитекторам необходимо доработать концепцию благоустройства. Имеет смысл разбить здесь городской парк, сделать пешеходные и прогулочные тропинки, более активно вовлечь это пространство в активную городскую среду, вдохнуть в него жизнь», – отметил Кузнецов.

Проектировщики – ООО «Архитектурное бюро Асадова» – предложили сделать два корпуса на едином стилобате. В первом корпусе, под управлением Novotel, будет 195 номеров, расположенных с 4 по 11 этажи, еще 50 номеров-«сьютов» – в корпусе Adajio (с 4 по 13 этаж).

На первом этаже будет находиться лобби, бар, зона ритейла для клиентов гостиницы, помещения для охраны, фитнес и СПА, ресторан на 150 посадочных мест. На втором этаже – конгресс-центр площадью 1 114 кв.м, с несколькими залами, а также блок администрации. Подземный паркинг рассчитан на 67 машиномест. Общая площадь застройки – 2586,0 кв.м.

В 2015 году активистами общественного движения "Архнадзор" было подано в Департамент культурного наследия города Москвы заявление на придание Никольской-земской лечебнице статуса объекта культурного наследия. Однако, уже в начале 2016 года ведомство выпустило Приказ об отказе во включении корпусов лечебницы в Реестр памятников. Хотя даже при отсутствии официального статуса, снос таких зданий законным считать невозможно.