Фото: "Википедия"

В городе Боровск сносят двадцать купеческих усадеб XIX века

Текст: Никита Иноземцев

В Боровске Глава Администрации города распорядился снести 17 исторических зданий, обладающих признаками объектов культурного наследия.

18+

Уже несколько дней в самом центре старинного Боровска один за другим сносят ценные исторические дома и даже выявленные объекты культурного наследия. И процесс этот, как оказалось, отнюдь не стихийный, ведь именно так должна выглядеть, по мнению главы города, подлинная забота о сохранении его исторического облика.

В его планах в ближайшие дни таким же образом “добиться сохранения исторической среды”, сравняв с землей еще около двадцати домов. Вопиющая кампания по уничтожению исторического наследия, получившая отражение в многочисенных статьях местных средств массовой информации, а также в текстах, размещаемых жителями разрушаемого города в социальных сетях, просто не могла остаться без нашего внимания.

Для начала осветим хронологию событий. Первый сигнал о сносе поступил 13 октября, когда ковшами бульдозеров за считанные часы был уничтожен доходный дом конца XIX века на улице Ленина, 42, расположенный неподалеку от старообрядческой Всехсвятской церкви, историческая среда вокруг которой в результате этого оказалась почти полностью утраченной. На территории вокруг нее преобладают различные постройки конца XX века.

Более чем через сутки спустя глава администрации Боровска Михаил Климов решил “дать информацию по теме” прошедшего и намечающихся сносов исторических домов в городе. Оказалось, что “прежде, чем принять решение по этому вопросу, в рамках градостроительного совета, городской Думы, общественности проходили дискуссии”, итогом которых якобы и стало решение о строительстве на месте исторических домов с “красивыми старинными фасадами, за которыми нет никаких удобств” их реплик путем воссоздания, для чего необходимо “перед сносом домов провести замеры их фасадов, подготовить обмерные чертежи, по которым снесённые дома будут восстановлены”. Таким образом, по мнению градоначальника, путем скорейшего сноса до наступления зимы десятков старинных домов XIX – начала XX века “в Боровске мы добьёмся сохранения исторической среды, восстановим старинные здания и дадим возможность людям остаться жить в любимом городе”.

Пожалуй, этот пост и комментарии под ним и стали самой основной площадкой общественной дискуссии, но никому из жителей Боровска и неравнодушных к его судьбе людей так и не удалось вразумить главу администрации не совершать преступления. Иначе невозможно назвать последовавшие 16 октября действия по сносу еще одного жилого дома конца XIX века на улице Володарского, 31. В отличие от снесенного ранее дома на улице Ленина, который являлся примером в значительной степени ранее утраченной средовой исторической застройки, этот дом был официально признан объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия. Его снос прямо запрещен законом и является очевидным основанием для возбуждения дела.

Уничтожение истории Боровска набирает обороты и идет конвейерными темпами. Не успели до конца сломать один дом – принимаются за другой. В тот же день, когда экскаватор крушил выявленный памятник конца XIX века на улице Володарского, с другого приговоренного дома, расположенного на той же улице, были спешно выломаны роскошные резные наличники. Возможно, его начнут сносить уже сегодня. А может быть уничтожен будет какой-нибудь другой дом из “расстрельного списка”. Для небольшого тихого уездного Боровска, куда приезжают любоваться архитектурой и живописными городскими рельефами в историческом центре и в районе Пафнутьев-Боровского монастыря, последствия осуществляемых действий могут оказаться в крайней степени разрушительными. Все происходящее можно выразить лишь следующим образом: в городе осуществляется тотальный погром. Прямо сейчас, на наших глазах.

Если пробежаться по еще “живым” домам из боровского “расстрельного списка”, то можно обнаружить многие объекты, достойные статуса памятника истории и культуры. Деревянный жилой дом начала ХХ века (Коммунистическая, 86), расположенный вблизи Покровской и Борисоглебской церквей, поражает своей сохранившейся высокохудожественной резьбой на наличниках и карнизах. Достоен сохранения, на наш взгляд, и деревянный жилой дом на каменном полуподвале кон. XIX века (Калужская, д. 30). Среди интересных каменных построек печального спискаможно выделить дом Голофтеевых, выстроенный в “кирпичном стиле” в конце XIX века (Фридриха Энгельса, 2), а также о домах конца XIX – начала XX века из ансамбля текстильной фабрики Ежиковых (Рабочая, 6А). Все эти здания являются так же, как и сносимые дома на улице Володарского, объектами, обладающими признаками культурного наследия и не подлежащими сносу.

Отдельно стоит сказать о том, что опубликованным перечнем градоначальником приговорен и очень крепкий на вид каменный жилой дом конца XIX века, расположенный непосредственно на центральной площади Боровска (пл. Ленина, д. 22/2). В свою очередь, сам архитектурный ансамбль площади был признан год назад выявленным объектом культурного наследия, в пообъектном перечне ансамбля указана дополнительно принадлежность этого объекта к нему. Таким образом,жилой дом на площади Ленина охраняется законом как и любой другой памятник архитектуры, и в случае сноса лица, осуществившие его, за это градостроительное преступление будут прямо попадать под уголовную ответственность.

Немало случаев, когда в российских городах в перечне расселения домов по программе ветхого и аварийного жилья регулярно обнаруживались выявленные или региональные памятники истории и культуры. Но все же тот случай, который мы видим в Боровске, вызывает наши особые опасения не только ввиду того, что историческая часть города до последнего времени отличалась довольно высокой степенью сохранности, а потому, что незаконные действия по ее системному уничтожению цинично преподносится чуть ли как не наилучший «способ» сохранения исторической среды.