Жилой квартал раннесоветского периода на юге Москвы не получил охранного статуса

Мосгорнаследие отказало в присвоении охранного статуса жилому кварталу, построенному в 1929-1930 годах архитекторами И.А.Звездиным и М.И.Мотылевым на Малой Тульской улице.
18+

Департамент культурного наследия города Москвы отказал в присвоении охранного статуса в качестве памятника истории и культуры жилому кварталу, построенному в 1929-1930 годах архитекторами И.А.Звездиным и М.И. Мотылевым на Малой Тульской улице (современные адреса: двенадцать корпусов дома 2/1 на Малой Тульской улице и три строения дома 4 на 2-м Рощинском переулке).

Архитекторы И.А.Звездин (1899 – 1979) и М.И.Мотылев (1891 – 1969) являются известными авторами раннесоветского периода московской архитектуры, давно и по праву получившего общественное признание.

Иван Алексеевич Звездин в конце 1920-х – начале 1930-х годов выполнял важнейшие проекты жилищного и специального строительства Москвы. К его работам принадлежат дома в районе Дангауэровки, Тюфелевой рощи, комплекс на Малой Тульской улице, квартал по Большой Серпуховской улице, жилые дома Арсеньевской и Лужниковской улиц, дома по Трифоновской улице, жилой дом Комсостава конвойных войск в Сокольниках и другие московские здания того периода. Как руководитель сектора школьного и дошкольного строительства Звездин построил здание школы №518 на Садовнической набережной (памятник архитектуры регионального значения), а также школу №201 имени Зои и Александра Космодемьянских, которые признаны экспертами интереснейшими памятниками эпохи. В этих проектах И.А.Звездин показал себя как первоклассный мастер пространственных решений и строгих пропорций североевропейского типа, выраженных в постконструктивистской композиции архитектурных объемов.

Михаил Иванович Мотылев, выдающийся русский и советский архитектор, основатель треста «Моспроект», проектировал дома РСЖКТ (Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества) «Организатор» на улице Короленко, «Буденовского поселка» на улице Большой Почтовой, здания РЖСКТ «Красный Северянин» на Русаковской, Дуброский и Дангаурэвский жилые массивы. Также он строил жилые комплексы на Новорязанской улице, Земляном Валу, на улицах Суворовской, Буженинова, Стромынке, Колодезной. Под его руководством разрабатывались проекты многих московских школ и больниц.

На момент подачи заявки авторство М.И. Мотылева в части проекта жилого комплекса на Малой Тульской документально подтверждено еще не было, поэтому в заявке на включение в реестр был обозначен единственный архитектор – И.А. Звездин. Но даже этого, по мнению большинства экспертов, было вполне достаточно, чтобы безусловно обеспечить данному ценному архитектурному объекту охранный статус. Тем не менее, органы охраны памятников решили иначе. Никаких аргументов, как и в случае с другими отказами, в отрицательном ответе на заявку на включение в реестр Департаментом культурного наследия изложено не было.

Комплекс на Малой Тульской архитекторов Звездина и Мотылева, построенный для рабочих фабрики «Новая Заря», по мнению экспертов, имеет значительную художественную, архитектурную и мемориальную ценность. Он является памятником исторической эпохи культурной революции (1928 – 1931). Время, когда он был построен - период расцвета массовой жилой архитектуры, вобравшей в себя прогрессивные социальные и архитектурные поиски, создавшие заслуженную славу раннесоветской архитектуре по всему миру.

По мнению историка архитектуры Директора Центра авангарда на Шаболовке Александры Селивановой, отказ Департамента культурного наследия предоставить охранный статус этому жилищному комплексу, совершенно неправомерен.

«Жилищный комплекс Звездина и Мотылева сформировал особую, новую социальную среду в этом историческом районе города, – сказала Селиванова в интервью «Фронде ТВ» - Именно такие городские сообщества с развитой инфраструктурой – одни из видимых и самых важных плодов советской архитектуры XX века, общества, не затронутого проблемами сегрегации. Создание ориентированного на человека пространства, малоэтажность домов этой эпохи привносит человеческий масштаб, что в условиях сегодняшней интенсивной го родской жизни и ритма, является ценной особенностью и нуждается в сохранении. Полагаю, что этот архитектурный ансамбль обладает несомненной культурной, художественной и мемориальной ценностью, которую нужно сохранить для будущих поколений и для поддержания пластически и культурно разнообразного исторического облика Москвы».