Один из лучших образцов советского ар-деко — построенная по проекту архитекторов Б.С.Виленского, В.А.Ершова и инженера Н.А.Кабанова станция метро «Аэропорт» — в ближайшее время может лишиться исторического облика. Согласован полный демонтаж мрамора вестибюлей.
Один из лучших образцов советского ар-деко станция метро «Аэропорт» в ближайшее время может лишиться исторического облика, сообщает общественное движение "Архнадзор".
— построенная по проекту архитекторов Б.С.Виленского, В.А.Ершова и инженера Н.А.Кабанова
По данным общественников, Департамент культурного наследия города Москвы принял решение согласовать «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции, выполненный ООО «Бюро А495».
"Казалось бы, это известие должно обрадовать ценителей архитектурного наследия, ведь станции в самом деле не помешало бы проведение качественной научной реставрации. К сожалению, титул проекта не соответствует его содержанию: в действительности «проект реставрации и приспособления» предусматривает практически полное уничтожение подлинного декоративного оформления вестибюлей станции, сохранившегося со времени ее открытия в 1938 году", - говорится в сообщении.
По мнению разработчиков проекта, в процессе реставрации станции целесообразно полностью заменить каменную облицовку ее вестибюлей: демонтажу подлежат белый мрамор «Коелга», мрамор узбекского месторождения «Газган», мраморный оникс «Агамзалу», черный диабаз, розоватый прохоро-баландинский мрамор, армянский оливково-черный мрамор «Давалу» и мраморовидный известняк месторождения «Биюк-Янкой» (последний, по сведениям сайта Палеометро.ру, столь богат окаменелыми моллюсками и кораллами, что делает станцию «Аэропорт» одной из первой в московском метро по видовому разнообразию окаменелостей).
Также частичному уничтожению подвергнутся и редчайшие по степени своей сохранности деревянные кассы с латунными перегородками: проектом предусматриваются замена латунных деталей и «воссоздание» деревянных. Неясна и судьба подлинных оконных и дверных заполнений: несмотря на то что окна и двери входных групп полностью сохранились, в проекте также говорится об их «воссоздании».
"По мнению экспертов и авторов проекта, наличие на мраморных плитах сколов, трещин и таких поверхностных дефектов, как пятна, ямчатость и выветривание, является достаточным основанием для замены подлинного интерьера памятника новодельным <...> Осознавая невозможность доставки камня с семи разбросанных по территории бывшего СССР карьеров, на некоторых из которых добыча уже давно не ведется, эксперты легализуют не только массированную замену подлинных деталей интерьера на новые, но и изменение материалов отделки вестибюлей, подобное произошедшему на «Маяковской» в 2000-е годы", - отмечают градозашитники.
При этом, планируемая замена подлинных латунных перегородок экспертами и вовсе не обосновывается.
Перед вынесением заключения о «соответствии научно-проектной документации законодательству» экспертов не останавливает ни присутствие подлинных облицовки, столярных заполнений и художественного металла в описании предмета охраны станции, ни наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации статьи 243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».
"Факт согласования проектной документации Департаментом культурного наследия не может не вызвать недоумения. Лишь недавно шесть аналогичных проектов, также выполненных ОАО «Бюро А495», были отклонены Департаментом. Неясно, почему варварские методы реконструкции, шесть раз признанные Департаментом не соответствующими законодательству, в случае станции «Аэропорт» оказываются, по мнению Департамента, допустимыми", - подчеркнули общественники.
Отметим, что все вышеупомянутые проекты были одобрены группой государственных экспертов в лице Е.П.Борисенко, А.И.Трапезниковой и Л.К.Горловой. Уровень ответственности данных экспертов наглядно характеризуется тем фактом, что основными источниками по истории Московского метрополитена стали для них «Википедия» и сайт moscowchronology.ru, откуда были позаимствованы с минимальными правками огромные фрагменты текстов.
Можно констатировать, что в случае, если на станции «Аэропорт» будут проведены работы по согласованному Мосгорнаследием проекту, Московское метро понесет крупнейшую утрату со времен уничтожения подлинного интерьера станции «Маяковская» в 2000-е годы. Отметим, что станция «Аэропорт» по сей день не получила подобающего охранного статуса, уже много лет оставаясь, несмотря на общепризнанные архитектурные и художественные достоинства, всего лишь «выявленным» памятником. Недостаточно высокий охранный статус — одна из причин, делающих возможным появление варварских проектов реконструкции Московского метро.
Не меньшую обеспокоенность вызывает судьба более 20 станций Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской и Кольцевой линий, акты экспертизы по которым еще не публиковались. В настоящий момент ООО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», субподрядчиком которого является ООО «Бюро А495», заключен контракт с Московским метрополитеном на разработку проектной документации по 30 станциям-памятникам, в числе которых такие шедевры, как «Красные ворота», «Арбатская», «Новослободская».
Общественное движение «Архнадзор» призывает Московский метрополитен отказаться от планов по уничтожению подлинных интерьеров выдающихся памятников истории и культуры — станций метро 1930-х — 1950-х годов, а Департамент культурного наследия города Москвы — пересмотреть решение о согласовании работ на станции «Аэропорт».