Подготовительные работы к сносу Палат рода Римских-Корсаковых на Остоженке в Москве продолжаются. В Пожарском переулке также готовятся сносы. Кто же является бенефициаром уничтожения старинных зданий в нескольких минутах ходьбы от Кремля?
Несколько дней назад«Фронде ТВ» опубликовало статью о неисследованных палатах Римских-Корсаковых на Остоженке, которые Департамент культурного наследия города Москвы отказался признать выявленным объектом культурного наследия.
На месте палат по адресу: Остоженка, 4, где, согласно многим источникам, бывал П.И.Чайковский, и второго сохранившегося здания усадьбы Римских-Корсаковых, построенного через несколько лет после пожара 1812 года и являющегося мемориальным адресом художника В.И.Сурикова по адресу: Остоженка, 6, планируется строительство многофункционального комплекса с апартаментами и подземной парковкой. В настоящее время здания обнесены бетонными блоками.
Такая же судьба ждет старинное здание по адресу: Пожарский переулок, 5/12 – доходный дом потомственного почетного гражданина С.Н.Колобашкина, украшенный великолепной лепниной. В Пожарском, к сожалению, уже выдано разрешение на строительство.
Что же общего между этими двумя адресами в самом центре столицы, кроме того, что оба они расположены недалеко от Кремля? В обоих случаях ценные исторические здания просто исчезнут с карты города.
Давайте посмотрим, что размещено на официальных ресурсах и в открытых источниках в интернете. Начнем с материалов двух заседаний Архитектурных советов города Москвы при Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, прошедших в 2016 году. Заказчиком проектных решений Остоженки, 4-6 является ООО "Абсолют" (ИНН 7702644418).
А в это время в Пожарском переулке разрешение на строительство получает некое ООО «Электра» (ИНН 7702804069) с уставным капиталом 10 000 рублей. Казалось бы, крохотная организация, но какой размах! Чьи имена спрятаны за неприметными юрлицами?
Теперь посмотрим документы. Согласно Распоряжению Правительства Москвы № 1573 от 11 июля 2008 года в инвестконтракте по Остоженке фигурирует организация под не менее загадочным названием ООО «М Технология» (ИНН 7704512223).
Обратите внимание на щедрость Правительства Москвы - фирма ООО «М Технология» получит после завершения строительства львиную долю недвижимости по адресу Остоженка, 4-6. Этой же организации в 2015 году выдан Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) №RU77-210000-017324 – на земельный участок, к которому ООО «М Технология» не имела ни малейшего отношения. ГПЗУ был утвержден без публичных слушаний.
Велики амбиции — стройка планируется в самом сердце России, в начале «золотой мили». Интересно, кто же хозяин юрлиц с неброскими названиями? Смотрим официальный сайт налоговой инспекции. С первой же попытки выясняется, что по сведениям ЕГРЮЛ фактическим владельцем компаний является Семенихин Владимир Анатольевич. В тени связанных мелких контор обитает группа «Стройтекс» (ИНН 7702229482), которая успешно уплотняет многоэтажками подмосковные Мытищи.
Становится ясно, кто же хозяин бала и руководитель театра абсурда — это крупный предприниматель, меценат и любитель русского искусства Владимир Анатольевич Семенихин. Вместе с супругой Екатериной он основал фонд культуры «Екатерина». Согласно информации официального сайта фонда, его миссия заключается главным образом в популяризации культуры и искусства. Как следует из публикаций на страницах крупных изданий, Владимир Анатольевич еще в 2000-х объявил себя большим поклонником русской классической живописи. Кроме классики он скупает и русский авангард начала ХХ века, благо строительный бизнес такую возможность обеспечивает.
Из публикаций видно, что Владимир Анатольевич желает прослыть человеком образованным, увлеченным, а главное, исключительно любящим русскую культуру. Возможно, этим и объясняется его попытка замаскировать свое имя за никому не известными строительными компаниями. В самом деле, образ мецената, влюбленного в русское искусство, резко контрастирует с деятельностью Владимира Анатольевича по его планам начать сносы на Остоженке и Пожарском.
Что же появится на месте исторических зданий?
Дважды за последний год архитекторы и градозащитники были буквально повергнуты в шок предпроектными предложениями по Остоженке, 4-6, которые не только займут место исторических зданий, но и полностью изуродуют облик одной из древнейших улиц Москвы, панораму площади Пречистенских ворот с храмом Христа Спасителя. Это место - сама история, карта правовых статусов культурного наследия исчерчена здесь зонами охраны.
Кроме того, в результате «освоения подземного пространства» при строительстве так называемого многофункционального комплекса может серьезно пострадать и окружающая историческая застройка, в том числе Белые и Красные Палаты – объекты культурного наследия федерального значения. Ведь здесь расположена линия метро мелкого заложения, сильную вибрацию от проходящих по ней поездов чувствует около места предполагаемой стройки любой прохожий. Как вообще стало возможно обсуждение подобных строительных проектов на этом месте – загадка…
В начале февраля 2017 года столичные градозащитники обратились с открытым письмом к Владимиру Семинихину, в котором призвали его отказаться от планов по уничтожению старинной усадьбы, связанной с памятью Сурикова и Чайковского.
Никакой публичной реакции на это письмо не последовало – кроме продолжения работ по установке вдоль зданий усадьбы силовых лесов, предназначенных для сноса.
Поисковые системы пестрят интервью с Владимиром Анатольевичем. Вот что он сказал как-то в беседе с журналистами: «Наша главная задача заключается в том, чтобы показать, что русские - это не только те новые русские, которые шокируют своим гротескным поведением и громадными расходами. Мы хотим показать, что русские очень культурные люди, что им можно доверять, что с ними можно иметь дело...»
Господин Семенихин, наверное, улучшение имиджа россиян за рубежом - благородная задача. Однако хорошо бы не только казаться, но и быть. Быть гражданином и культурным человеком. Защищать и сохранять русскую культуру, а не целенаправленно, ради собственной сверхприбыли разрушать историческую среду центра Москвы неуместными и уродливыми проектами коммерческой застройки. Ведь попытки выглядеть «культурно» на фоне экскаватора, уничтожающего историю России, - просто смешны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.