Фото: Мосгорнаследие

На Мясницкой улице завершилась реставрация "чайного домика"

На Мясницкой улице завершилась реставрация "чайного домика" — жилого дома и чайного магазина, построенного в 1890-1893 годах архитектором Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья».

18+

В Москве на Мясницкой улице завершилась реставрация первого этажа знаменитого "чайного домика" — жилого дома и чайного магазина, построенного в 1890-1893 годах архитектором Р.И.Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова, говорится в пресс-релизе Департамента культурного наследия.

В 1896 году фасад здания и интерьеры магазина на первом этаже переоформлены по проекту архитектора К.К.Гиппиуса в «китайском» стиле.

"Работы по сохранению фасадов "Чайного магазина" на уровне 1 этажа были проведены летом 2015 года в рамках реализации программы "Благоустройство улиц и городских общественных пространств "Моя улица" на 2015-2018 годы", - сообщает Мосгорнаследие.

По данным ведомства, в рамках вышеупомянутой программы на объекте была выполнена реставрация штукатурного слоя главного фасада памятника, реставрация позолоченных штукатурных декоративных фрагментов, полировка мраморных декоративных фрагментов дверного портала, реставрация белокаменного цоколя, взамен демонтированных гранитных плит на гидроизоляцию по кирпичной кладке уложены цельные белокаменные блоки парапетов приямков.

Родоначальник династии чаеторговцев, купец 2-й гильдии Алексей Перлов, открыл в московских торговых рядах лавку по продаже чая в конце XVIII века, когда в Москве лишь немногие знали о том, что это за напиток. Но уже через полвека Россия закупала 360000 пудов чая в год, причем особенно пристрастились к нему москвичи.

"В Москве много трактиров, — писал в 1845 году Виссарион Белинский, — и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах...".

История домовладения:
«Чайная империя» Перловых к концу 1890-х годов уже имела 130 фирменных магазинов по России и за рубежом, давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа. В их родовом имении под Москвой — в Перловке — ими был возведен храм Донской Божьей Матери, организован театр. В столице на их средства содержались духовой оркестр и хор.

Чайный дом (Дом Перлова на Мясницкой, Чайный магазин Перлова) — жилой дом и чайный магазин, построенный в 1890—1893 годах Р. И. Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова. В 1896 г. переоформлен К. К. Гиппиусом в «китайском» стиле.

Участок под строительство дома для чайной торговли был куплен Сергеем Перловым на имя его жены - Анны Яковлевны - в 1875 году. До Перловых его владельцами Однако связь бизнеса Перловых с Востоком, в частности, с Китаем, побудили владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле, что сделало его своеобразной и очень действенной рекламой.

Работы для будущего "чайного домика" были поручены известному в архитектурной среде мастеру проектирования и декоративного оформления домов в национальном стиле К. Гиппиусу, который осуществил проект в 1895-1896 годах.

Обновленный фасад преобразился. Сочетание цветной штукатурки с многочисленными накладными керамическими деталями, сложенными в разнообразные китайские орнаменты по всем стенам, изменили внешний вид дома: он стал полихромным.

Немалую роль сыграли и отделочные скульптурные элементы. Все было доставлено из Китая. Но наиболее "китайским" вариантом оказалась двухярусная башенка "пагода", венчающая здание по центру фасада, а также сильно разработанный рельеф стены с выносными кровельками из черепицы.

Кованые ворота, ограда крыши и балконов явились элементами, завершающими архитектурный образ.
Над высокими витринами, в филенках синего цвета красными стилизованными буквами были размещены надписи: "Чай, сахар, кофе", в картуше над входом "Сергей Васильевич Перлов", "Главный магазин" и т.д.
Интерьер магазина на первом этаже оформлялся одновременно с фасадом. Сюда же были завезены фарфоровые китайские вазы, китайская скульптура и мебель, громадный напольный ковер работы китайских мастеров.