Состояние памятника архитектуры - усадьбы Гагарина на Страстном бульваре, продолжает вызывать серьезные опасения экспертов. По их словам, ансамбль Бове в сущности почти разрушен, а ведущиеся там работы грозят уничтожением единственному уцелевшему зданию главного дома.
Состояние Ново-Екатерининской больницы, также известной как усадьба Гагарина на Страстном бульваре, продолжает вызывать серьезные опасения специалистов и градозащитников. По их словам, ансамбль архитектора Бове в сущности почти разрушен, а ведущиеся там работы грозят уничтожением единственному уцелевшему зданию главного дома. Эксперты опасаются, что строительство подземного этажа повлечет снос наиболее ценных элементов памятника, датируемых XVII веком, и замену их новоделом.
Архитектурная мастерская Мальцева, которая разработала предмет охраны и проект реставрации здания в 2010–2011 годах, обвинила "Моспроект-2" в незаконном использовании документации, разработанной ими ранее и согласованной с городом, сообщает "Московский комсомолец".
Специалисты мастерской Мальцева приступили к исследовательским работам по реставрации зданий и парка в 2010 году. Изначально предполагалось, что в бывшей усадьбе Гагарина разместятся главный дворец бракосочетания и музей истории ЗАГС. После того, как к 2011 году в департаменте культурного наследия были согласованы сам проект реставрации и рабочий проект парка-памятника, стало известно, что здание приспособят под размещение Московской городской думы.
"Как проектировщик, я встречался с представителями Мосгордумы. Они хотели видеть на этой территории все то, что категорически запрещено делать на территории памятника, то, что при согласовании в Мосгорнаследии проекта Дворца бракосочетания нам справедливо не разрешили. Например, размещение машино-мест на существующей проезжей части на территории парка-памятника. А сейчас на этом месте вырыт котлован, вероятно, для строительства двухуровневой подземной парковки, объединенной с новым зданием Мосгордумы", - заявил руководитель мастерской Станислав Мальцев.
В 2012 году здания памятника были переданы ГУП "Московское имущество", и разработкой нового проекта занялась мастерская "Моспроекта-2 имени Посохина". Глава этой мастерской Михаил Посохин предложил снести строения 3, 4 и 8 во дворе больницы под предлогом того, что Мосгордуме нужен подземный этаж. Мнения "сносной комиссии" по этому поводу разделились, но сносу зданий в начале 2013 года это не помешало - они были уничтожены в новогоднюю ночь без разрешительной документации.
По словам Мальцева, в проведенных его мастерской научных исследованиях было указано, что ансамбль больницы является памятником федерального значения, но на комиссию эти результаты представлены не были. Кроме того, в ходе сноса строений контракт с мастерской Мальцева еще действовал и включал в себя авторский надзор за строительством. Однако представителей мастерской на объект не пустили.
Помимо этого, архитекторы утверждают, что речь идет не только о нарушениях в строительстве, но и о нарушении их авторских прав. По их словам, на информационном щите возле больницы до недавнего времени был указан номер проекта Мальцева, но ответственным за ведение авторского надзора числился "Моспроект-2": там же располагались и чертежи прежнего проекта. Таким образом, разработанный "чужими руками" проект использовали для получения согласований. В итоге архитекторы подали в арбитражный суд четыре иска, в том числе к ГУП "Московское имущество" и столичному Департаменту культурного наследия. Однако требование остановить работы и обязать застройщика восстановить постройки суд оставил без внимания: три из четырех исков находится на стадии апелляции, а иск к "Моспроекту-2" - в стадии слушаний.
До пожара 1812 года по адресу Страстной бульвар, 15/29 находилось здание, построенное в 1776 году по проекту Матвея Казакова для князей Гагариных. С 1802 по 1812 год здесь размещался Английский клуб. Во время пожара здание сгорело, но после было восстановлено под руководством архитектора Осипа Бове. В 1833 году здесь была открыта больница, называвшаяся Ново-Екатерининской. После перевода больницы в новое помещение, здесь были открыты госпитальные клиники, сначала московской медико-хирургической академии, а с 1845 года - медицинского факультета Императорского московского университета. В 1879 году здесь начал преподавать выдающийся терапевт Алексей Остроумов. После Октябрьской революции в здании разместилась Городская клиническая больница № 24, занимавшая помещения до 2009 года, когда здание перешло городу. После этого здание стояло заброшенным, и градозащитники обращали внимание на его плачевное состояние.