Исторически ценные элементы ячеек-стойл Кругового депо Николаевской железной дороги, признанного памятником архитектуры, начали сносить в Москве.
ОАО «РЖД» начало снос 9 из 22 секций объекта культурного наследия – Кругового депо Николаевской железной дороги (1846—1851 гг., арх. К. А. Тон, Р. А. Желязевич, кон. 1860-х гг., ХХ в.»), расположенного по адресу: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1.
К настоящему моменту разрушены своды семи секций депо. Арки и внешние стены целы, что делает ситуацию обратимой. Разрушенное может быть восстановлено в режиме реставрации.
В соответствии с актом Государственной и историко-культурной экспертизы (2011 год, эксперт А.Л. Баталов) по вопросу включения Кругового депо в реестр объектов культурного наследия регионального значения, с которым Мосгорнаследие согласилось и 1 декабря 2011 года выпустило соответствующее распоряжение №165, ценностью обладает не отдельная часть Депо, а все здание целиком.
Работы по разрушению здания начаты в соответствии с т.н. «Проектом приспособления к современному использованию выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги», разработанному московским «ООО «МВ-Проект» в 2012 году. По данному проекту получено положительное заключение Государственной и историко-культурной экспертизы (29 марта – 03 апреля, 2013 года, эксперты В.А.Виноградов, О.В. Савельев, А.Б. Тренин).
Эта экспертиза - поистине уникальный документ, в тексте которого напрямую указано, что рассматриваемый проект противоречит как действующему предмету охраны памятника, так и положениям Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия народов РФ».
Несмотря на это, Мосгорнаследие 25 апреля 2013 года выдало ОАО «РЖД» разрешение на проведение работ по указанному проекту за подписью первого заместителя руководителя департамента Н.Ю. Ефимова – фактически санкционировав разрушение 40 процентов объема уникального памятника архитектуры и техники середины XIX века. На месте уничтоженной части памятника планируется проложить рельсовый путь для пригородных электричек.
В защиту Кругового депо лично к президенту ОАО «РЖД» В. Якунину неоднократно обращались отечественные и международные специалисты и эксперты. Президент ИКОМОС-Германия (Международный совет по охране памятников и исторических мест) Йорг Хаспель, а также представитель Германии в Международном Комитете по сохранению технологического наследия Норберт Темпель подчеркивали в своем письме, что постройка К.Тона не имеет аналогов в мире и утрата его недопустима.
«Архнадзор» обратился в правоохранительные органы, поскольку разрушение объекта культурного наследия является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст. 243 Уголовного кодекса РФ.
В настоящее время работы на объекте приостановлены.
Круговое депо Николаевской железной дороги в Москве было построено в середине XIX века по проекту архитектора Константина Тона и сейчас является одним из старейших в России локомотивных депо. Архитектурное решение Тона было принято образцом не только в России, но и за рубежом - впоследствии депо по подобным проектам строились в Европе и США. Для реализации инвестиционного проекта строительства четвертого главного пути на участке Москва-Крюково в "РЖД" планировали снести здание, но этому воспротивились защитники исторического облика столицы, которые добились признания депо объектом культурного наследия.