Снос пристроек у Кругового депо

"Архнадзор" опасается сноса Кругового депо в новогодние праздники

По данным градозащитников, утвержденный в этом году план реконструкции депо предполагает его частичный снос. Депо до сих пор не внесено в реестр региональных памятников: активисты просят столичного мэра разобраться в ситуации.

18+

В последние дни года внимание "Архнадзора" вновь оказалось приковано к Круговому депо Николаевской железной дороги. По данным активистов, там ведутся работы, которые могут ухудшить его состояние, а в праздники, когда контроль ослабевает, памятник архитектуры может быть частично снесен. Защитники старой Москвы обратились с открытым письмом к столичному мэру. 

Как отмечается в письме, 19 декабря инспекция Департамента культурного наследия выяснила, что на территории Кругового депо ведутся строительные работы, которые могут ухудшить его состояние, нарушить целостность и сохранность. Инспекция выдала предписание об остановке работ, однако владелец депо заявляет, что во время ремонта кровли была лишь незначительно повреждена кладка советской постройки, не являющаяся объектом культурного наследия. При этом комиссия при Правительстве Москвы приняла решение реконструировать депо со сносом около половины его объема и строительством на его территории нового главного пути.

Активисты считают подобное решение неприемлемым, указывая на то, что предметом охраны является весь объем первоначальной постройки. Несмотря на то, что "Архнадзор" подготовил несколько вариантов передвижки здания Кругового депо и изменения трассы нового главного пути, ОАО "РЖД" по-прежнему не готово обсуждать эти варианты с общественностью. Распоряжение о включении Кругового депо в реестр объектов культурного наследия регионального значения не выполнено до сих пор, несмотря на то, что с момента его подписания прошло более года, за который здание обрело статус выявленного объекта культурного наследия.

В этой связи активисты просят Собянина оказать содействие в организации всестороннего экспертного обсуждения вариантов строительства нового железнодорожного пути вблизи Кругового депо, предусматривающих его сохранение в полном объёме. По их мнению, обсуждение под эгидой правительства Москвы должно проводиться с участием не только представителей ОАО "РЖД", но и независимых специалистов в области проектирования объектов железнодорожного транспорта, охраны культурного наследия и архитекторов.
Также необходимо в сжатые сроки принять решение правительства Москвы о включении здания в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Мосгорнаследия предлагает создать в здании депо музей железной дороги, где, помимо техники, выставлялись бы документы, фотографии, форма сотрудников железной дороги и так далее.

 

«Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846—1851 гг., арх. К. А. Тон, Р. А. Желязевич, кон. 1860-х гг., ХХ в.» по адресу: Комсомольская пл. д. 3/30, стр. 1 представляет собой круглое в плане здание бывшего паровозного депо, построенное в 1851 г. одновременно и по единому проекту с Николаевским (Ленинградским) вокзалом и всем комплексом сооружений первой в России железной дороги.
 
Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург, была построена в 1843–1851 годах по указу императора Николая I, регулярное движение по новой дороге было открыто 13 ноября 1851 года. Она стала первой протяженной железной линией в России, проложенной между двумя крупнейшими городами.
 
Здание железнодорожной станции (вокзала) в Москве было построено в 1851 году по проекту архитектора К. А. Тона, по его же проекту рядом было построено здание Таможенного двора. Тогда же была построены железнодорожные пакгаузы, водонапорная башня, а также здание Кругового (круглого) паровозного депо, первого подобного сооружения в Москве. Таким образом, к 1851 году, к моменту открытия первой в России протяженной железной дороги, в Москве сформировался комплекс железнодорожных зданий, выполненных по единому замыслу и проекту, который до настоящего времени сохраняется практически в неизменном виде.
 
Паровозные депо Николаевской железной дороги (всего 9) строились по типовым проектам, из кирпича, и в плане представляли собой круглые здания с внутренним двором. Каждое здание делилось перегородками на 22 сектора, 18 из которых были тупиковыми и предназначались для ремонта и обслуживания стоящих в них паровозов. Остальные 4 сектора имели сквозные проезды в виде тоннелей и предназначались для выезда паровозов за пределы депо и для проезда в мастерские, пристроенные к круглой части здания. Однако, паровозное депо в Москве, в силу особенностей рельефа местности (у берега Красного пруда), было выстроено с отклонением от типового проекта. Оказалось невозможным пристроить к нему здания мастерских, как это предполагалось типовым проектом. Таким образом, здание московского депо, единственное из всех, представляет собой просто круглое в плане здание, без каких-либо пристроек (здание мастерских в итоге было построено отдельно).
 
По состоянию на настоящий момент утрачен первоначальный металлический купол здания, само здание искажено некоторыми поздними пристройками, часть оконных проемов заложена, по внутреннему периметру здания выложена металлическая галерея. Однако здание сохранило свою первоначальную объемно-пространственную структуру, систему сводчатых перекрытий и планировочное решение интерьеров. Здание не утратило и своего градостроительного значения в комплексе сооружений Николаевского (Ленинградского) вокзала, с которым Круговое депо составляет единый градостроительный и архитектурный ансамбль. Важно также отметить, что здание Кругового провозного депо является первым и единственным подобным сооружением в Москве.