Из-за ситуации вокруг Химкинского леса строительство трассы остановилось на полтора года, что чуть не привело к полному сворачиванию проекта. Главная защитница леса Евгения Чирикова в ответ заявила, что горда собой.
Ситуация вокруг Химкинского леса затормозила строительство платной трассы Москва-Петербург на полтора года, сообщил президент Владимир Путин на пресс-конференции.
При этом он подчеркнул, что вовсе не выступает против людей, которые заботятся об экологии и защите окружающей среды.
"В какой-то момент у нас сложилась ситуация, когда иностранные партнеры сказали: если вы не в состоянии решить внутренних проблем, мы ждем еще несколько дней, несколько недель и из проекта выходим", - рассказал Путин.
Он напомнил, что строительство дороги финансировалось через кредитные ресурсы в значительной степени под гарантию французского правительства, поэтому потеря партнера "была крайне нежелательна, опасна и могла бы вообще этот проект свернуть".
Президент отметил, что "когда мы решаем вопросы защиты окружающей среды и экологии, мы поступаем абсолютно правильно, но надо всегда это соотносить с общегосударственными интересами и с развитием страны и ее инфраструктуры". В то же время он сказал, что начало строительства дороги в срок не смогло бы предотвратить недавние гигантские пробки на трассе М-10, возникшие из-за сильных снегопадов, так как этот участок все равно еще не был бы достроен.
"Но то, что она [трасса] бы строилась гораздо быстрее, - это очевидный факт", - сказал Путин.
Лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова, комментируя заявление главы государства, заявила, что не чувствует вины из-за задержки стройки.
"Наоборот, я чувствую огромную гордость, что мне удалось донести до всего мира мнение людей, которые хотят сохранить Химкинский лес", - сказала Чирикова.
Она напомнила, что экологи предлагали властям 11 альтернативных вариантов маршрута, которые не затрагивали лес, но "почему-то наши чиновники не были в них заинтересованы".
Конфликт вокруг Химкинского леса и строительства трассы Москва-Петербург тянется с 2007 года. Защитники леса проводили многочисленные акции протеста, ложились под бульдозеры, вступали в схватку с рабочими и охранниками, разбивали палаточные лагеря и неоднократно взывали к чиновникам всех уровней власти, включая президента, премьера и министров. За несколько лет борьба за Химкинский лес превратилась в настоящую войну: не обошлось и без жертв. Первой стал главный редактор газеты "Химкинская правда" Михаил Бекетов, жестоко избитый возле своего дома в 2008 году, чудом выживший, но оставшийся инвалидом. Некогда активный журналист еле встал на ноги, но уже не сможет говорить.
В 2010 году дважды было совершено нападение на участника акций в защиту Химкинского леса Константина Фетисова. В результате покушения экологу проломили череп бейсбольной битой. Он перенес кому и многочисленные операции. Главный обвиняемый получил четыре года колонии. В том же месяце, что и Фетисов, был жестоко избит журналист Олег Кашин, писавший в том числе о ситуации вокруг Химкинского леса. Подозреваемых до сих пор не нашли. Что касается самого леса, то, по данным ФГУ "Дороги России", общая площадь вырубки составила 95 гектаров. Зампредседателя правительства Московской области Роман Филимонов заявил, что строительство трассы через лес было предусмотрено еще в старом генплане развития улично-дорожной сети. Решение о вырубке он объяснил тем, что лес "вырос самостийно" и был запущен. В качестве компенсации за вырубленные в Химкинском лесу деревья планируется высадить 12 тысяч новых деревьев в столичных парках. В целом на компенсацию ущерба лесу от строительства за три года будет потрачено 3 миллиарда рублей. Евгения Чирикова, ссылаясь на экологическое заключение, отметила, что гибель леса от строительства трассы неминуема уже в первые годы ее работы, поэтому нельзя компенсировать вырубку "тремя скворечниками и пятью трубами для животных".