Снесенная деревянная предвокзальная остановка

В Подмосковье снесен последний дачный вокзал XIX века

18 октября 2012 года Российская Федерация полностью лишилась целого класса своего историко-культурного наследия – небольших пригородных деревянных вокзалов "дачного" типа.

18+

Развязка наступила на платформе Ильинское Усовской железнодорожной ветки, относящейся к Белорусскому направлению Московской железной дороги, сообщает сайт "Архнадзора".

Во второй половине XIX века в России возникает такое явление, как дачники – люди, которые постоянно жили в городах, а на лето выезжали в сельскую местность. С развитием транспорта всё чаще и чаще путь из города на дачу пролегал по железной дороге, которая, в свою очередь, шла навстречу растущему числу дачников и организовывала остановочные пункты для пригородных поездов в районах массовой дачной застройки. Появление таких остановок служило импульсом для появления новых дачных посёлков, вслед за которыми возникали новые "дачные" платформы.


Строить на них полноценные вокзалы не имело смысла – с наступлением холодов поток дачников полностью исчезал, чтобы вновь появиться весной. Эти остановочные пункты не имели путевого развития, на них не было никакой другой работы, кроме посадки и высадки дачников. Поэтому для них был разработан специальный тип вокзала, больше напоминающий остановочный павильон.

К началу ХХ века любой крупный город имел свои дачи, в стране насчитывалось огромное количество пригородных остановок, а, следовательно, и дачных вокзалов.

Войны и революции заметно убавили как количество дачников, так и число дачных вокзалов. Однако с возвращением жизни в мирное русло вернулись и те, и другие. Строительство дачных вокзалов продолжилось и в 1930-е годы, их облик принципиально не отличался от дореволюционного: те же небольшие деревянные здания с печами и открытыми навесами-верандами.

Переломным моментом в судьбе дачных вокзалов следует считать послевоенные годы и период реконструкции железных дорог. Появление высоких пассажирских платформ, повсеместное внедрение типовых железобетонных конструкций сделали старые дачные вокзалы неприспособленными к современной жизни, послужили причиной утраты многих из них. Конечно, этот процесс не был одномоментным, но он был массовым. Поворот произошёл, количество деревянных вокзалов-павильонов стало стремительно уменьшаться.

История сохранила названия последних трёх дачных вокзалов России – платформы Александровская и Курорт на Сестрорецкой линии под Санкт-Петербургом и вокзал Ильинское в ближнем Подмосковье. Судьба первых двух зданий сложилась печально – вокзал платформы Курорт сгорел в середине 2000-х годов, тогда же был снесён и вокзал платформы Александровская. До наших дней дошёл единственный дачный вокзал Ильинское. Длительные поиски не дали никаких результатов – других дачных вокзалов в России больше не было. Оказалось, что это здание "Ильинское" имеет и свою собственную, уникальную и неповторимую историю, связанную с именами многих известных людей нашей страны.

Платформа Ильинское Усовской железнодорожной ветки расположена в дачном посёлке Жуковка, а название получила по одноимённому селу, расположенному на противоположном берегу Москвы-реки. Рядом с платформой были построены дачные посёлки Совета Министров СССР, ЦК КПСС и небольшой посёлок академических дач. В разные годы здесь жили авиаконструктор А. С. Яковлев, академики А. Д. Сахаров и В. Н. Челомей, министр культуры Е. А. Фурцева, дочь Л. И. Брежнева Галина. Здесь в 1960-х на даче у Ростроповичей нашёл приют опальный тогда писатель А. И. Солженицын. После отставки до самой смерти здесь жил В. М. Молотов.
В середине 1930-х годов на станциях Ромашково и Усово были построены полноценные железнодорожные вокзалы, а здания на промежуточных платформах Раздоры, Барвиха и Ильинское носили пригородный, дачный характер, являясь, скорее, остановочными павильонами, чем вокзалами. Вокзал в Ильинском был построен в 1935 году.

В наши дни здания можно было оценить как предаварийное. Вокзал был закрыт и не использовался для обслуживания пассажиров. Здание было полностью отключено от инженерных коммуникаций и, по существу, являлось заброшенным. Когда-то использовавшиеся для отопления зала ожидания и билетной кассы печи демонтировали.

В августе 2012 года ОАО «Российские железные дороги» начало масштабную реконструкцию Усовской железнодорожной ветки. В рамках работ был запланирован, в том числе, и снос старого вокзала платформы Ильинское. "Архнадзор" совместно с подмосковным отделением ВООПИиК направили письмо в РЖД о ценности и уникальности вокзала платформы Ильинское, о недопустимости его сноса, так как вместе с этим вокзалом утрачивался целый класс вокзальных зданий. Параллельно мы готовили материалы для придания вокзалу статуса объекта культурного наследия.

Сегодня, дачники, которые выходят из электричек, обнаруживают вместо исторического здания, бесформенную кучу брёвен и нескольких рабочих около неё.


Руководитель работ объяснил, что вокзал снесён в четверг, 18 октября 2012 года, по указанию РЖД строительной компанией «Арсенал», представителем которой он и является. Вот так ответили железнодорожники на просьбу сохранить их собственное наследие.