В Москве многоквартирные дома-памятники один за другим начали "одевать" в строительные леса и сетки. Изменение пейзажа жители восприняли с радостью: неужто долгожданную реставрацию затеяли ?, но в данном случае все наоборот!
Однако вместо реставраторов появились рабочие, с трудом говорящие по-русски, крепления для лесов они вбивали прямо в стены, оригинальные декоративные элементы стесывали молотками, а историческое покрытие стен – глазурованную плитку или облицовочный камень – просто красили.
В доме Макаева (Доходный дом, 1903г., Подсосенский пер., 18/5, памятник регионального значения) – был зачищен фасад, уничтожен декор проездной арки, наличники, то есть многое из ценного оформления. Подлинные элементы просто выбрасывали, как мусор. Одна из жительниц унесла домой сбитый фрагмент наличника с керамической плиткой. Это место рабочие просто заштукатурили и покрасили, как будто так и было.
В доме Нирнзее (первый столичный небоскреб, 1912г., в Большом Гнездниковском пер., 10, памятник регионального значения) среди жителей оказались профессиональные архитекторы, которые успели объяснить прорабу, что сбивать историческую плитку под «английский кирпич» со стен не надо, а керамическое панно в центральном картуше кровли – не просто керамическая плитка по 4 тысячи рублей за квадратный метр, а ценный исторический элемент (автор которого - А.Я.Головин, работавший вместе с М.А.Врубелем на гостинице «Метрополь»).
На Солянке (дом 1/2, ансамбль двух доходных домов «Дом московского купеческого общества» 1912-1915гг., арх. В.В.Шервуд, А.Е.Сергеев, И.А.Герман, выявленный памятник) – такая же картина вандального ремонта.
Выяснилось, что все жилые памятники были включены в Городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов. Однако Мосгорнаследие согласовывало только колористический паспорт по покраске фасадов. И ничего больше. Все остальное – освобождение фасадов от барельефов, маскаронов, сбивание наличников и исторической плитки - инициатива подрядчиков (чаще всего это УКРиС – управление капитального ремонта и строительства) и их стремление сдать все в срок.
Мосгорнаследие остановило работы на фасаде (там уже собирались делать пластиковые карнизы и лепнину), сейчас ремонтируют крышу, даже замаячила надежда на возможную реставрацию. Однако бдительность терять не следует: на доме Макаева Департамент останавливал работы дважды. Но они все равно возобновлялись.