Московская комиссия по рассмотрению вопросов градостроительной деятельности приняла решение о признании памятником Кругового депо и фасада кинотеатра "Форум". На территории самого кинозала появится новый кинотеатр.
Московская комиссия по рассмотрению вопросов градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия приняла решение о признании Кругового депо Николаевской железной дороги памятником.
"Необходимо включить в реестр объектов культурного наследия Круговое депо Николаевской железной дороги, расположенное на Комсомольской площади в Москве", - заявил на заседании комиссии заместитель мэра Марат Хуснуллин, отметив, что специалисты проработают вопрос приспособления памятника для строительства четвертого железнодорожного пути.
На рассмотрение комиссии было представлено несколько вариантов решения этой проблемы, в том числе подъем здания и организацию железнодорожного движения под ним. Второй вариант - частичная разборка нескольких секций депо и строительство четвертого пути.
Председатель рабочей группы комиссии Алексей Емельянов отметил, что на сегодня депо утрачено на 70%, и рекомендовал освободить здание от неисторических, поздних надстроек, приведя его к первоначальному облику. Также он сообщил, что в число памятников будет включено здание одного из первых кинотеатров Москвы - электротеатра "Форум", от которого в настоящее время сохранились исторический фасад и помещение фойе.
"Именно фасад и фойе будут включены в государственный реестр объектов культурного наследия. А на той территории, где исторически находился кинозал, предлагается создать кинотеатр", - отметил Емельянов, подчеркнув, что этот проект будет рассмотрен отдельно.
Напомним, что в августе прошлого года в РЖД представили проект строительства нового железнодорожного пути, в рамках которого планировался снос Кругового депо, что вызвало протест общественности. Как заявил глава РЖД, сохранить здание в первозданном облике невозможно из-за повреждения поясного кольца стены, и оно будет разрушаться в дальнейшем, что повлечет угрозу безопасности жизни, здоровья граждан и безопасности движения поездов. А само здание якобы является "новоделом", не имеющим культурной и исторической ценности. Между тем Круговое депо - одно из старинных паровозных депо Москвы, спроектированное в середине XIX века выдающимся архитектором Константином Тоном. Круговые депо, спроектированные Тоном в середине XIX века, были приняты образцом не только в России, но и за рубежом.
Несмотря на доводы руководства РЖД, здание в итоге было признано памятником регионального значения. В поддержку сохранения депо также высказался руководитель программы по сохранению исторических памятников Колумбийского университета профессор Эндрю Долкарт. "Это важнейшее сооружение, которым должен гордиться любой город мира, прошедший индустриализацию в XIX веке", - цитирует его заявление "Архнадзор".
Мосгорнаследия предлагает создать в здании депо музей железной дороги, где, помимо техники, выставлялись бы документы, фотографии, форма сотрудников железной дороги и так далее.