Участки у воды — самый востребованный сегодня товар на рынке подмосковной недвижимости. Проблема в том, что участки на первой линии у воды — это всегда очень дорого, кроме того, их мало в свободной продаже.
Водный закон охраняет реки и водоемы от пагубного воздействия человека, и строительство у самой воды запрещено.
Люди часто руководствуются принципом: если что-то нельзя, но очень хочется, значит, можно. Недавний громкий скандал с жителями, купившими квартиры в многоквартирном доме на садовом участке в деревне Вешки, — яркая тому иллюстрация. Другая похожая афера вскрылась в Раменском районе Подмосковья. Здесь жулики распродавали участки под ИЖС прямо в водоохранной зоне Москвы-реки, прихватив даже часть ее акватории. Теперь в Раменском суде защищают свои права на собственность жители деревни.
От МКАДа до деревни Титово в Раменском районе - 18 км, но найти ее непросто. Ни шоссе, ни общественного транспорта поблизости нет — каждый добирается как может.
Счастливые обладатели личного автотранспорта, рискуя подвесками своих машин, едут партизанскими тропами через окрестные поля, леса и села. Но самый популярный и надежный вид транспорта в Титове — лодка. Каждый житель деревни уже с пяти лет обучен гребле на веслах. Это не причуда, а жизненная необходимость: деревня расположена на берегу Москвы-реки, за рекой — Лыткарино, крупный город, там школы, детские сады, магазины, больницы, аптеки, а главное — там работа.
Многим домам в деревне 100 лет. На приусадебных участках в основном все то же, без изменений: в палисадниках — золотые шары, за домом — огороды с ровными картофельными грядками. Ни ландшафтного дизайна, ни бассейнов, ни кортов на участках, зато почти в каждом дворе есть какая-нибудь живность: кто-то разводит пчел, кто-то — коз и овец. Ничего не изменилось в Титове за последние 100, 200, 500 лет...
Деревня известна еще с XV века, и даже в Википедии про нее написано пару абзацев. По соседству с незапамятных времен добывали белый известняк — говорят, в древности из него строили белые стены Московского Кремля, а позже дома и храмы. Это были золотые времена для здешних деревень: согласно Памятной книжке Московской губернии на 1899 год, в Титове проживало 334 человека. А деревенской инфраструктуре столетней давности современные жители могут только позавидовать: 2 школы, 2 училища, продуктовые лавки, пекарни, больница, аптека, богадельня...
В Титове образца 2012 года из всех благ цивилизации — только изрядно поизносившиеся коммуникации — наследие советских времен, продуктовый вагончик, открытия которого жители добивались несколько лет, да в будущем обещание от властей построить по соседству с деревней кладбище на 3000 захоронений. Учитывая, что в деревне сейчас живет не более 100 человек, этот объект — сомнительной важности. Жители мрачно шутят по этому поводу: нас всех отнесут на погост, а землю нашу выставят на продажу. Печально, но оснований так думать у них достаточно.
Но вскоре история приобрела детективную интригу: в деревню приехали люди и, потрясая бумажками стали доказывать деревенским, что им принадлежит не только вся береговая линия вдоль деревни, но и часть участков коренных жителей Титова. С ними приехали и землемеры — они порезали берег Москвы-реки на равные участки по 30 соток каждый, затем их обнесли многометровыми заборами, которые сплошной «китайской стеной» отрезали деревню от реки.
Земля, испокон веков принадлежащая деревенской общине, а сейчас являющаяся муниципальной собственностью, в один момент стала вдруг чьей-то частной территорией. В пойме Москвы-реки деревенские уже несколько веков пасли скот, отдыхали, и до прошлого года здесь были детские и спортивные площадки, здесь же проходила пожарная и объездная дорога. У берега причалены их лодки.
Новоиспеченные владельцы «береговых» участков в ответ на все неудобные вопросы трясли кадастровыми паспортами и повторяли как заклинание: «Мы заплатили за эти участки деньги. Видите, у нас и кадастровые номера уже есть на участки!»
Впоследствии оказалось, что надлежащих правоустанавливающих документов на эти участки, на основании которых проводится регистрация в Кадастровой палате, нет. 20 участков общей площадью 6 гектаров земли в особо охраняемой зоне нарисовались в Кадастровой палате как будто из воздуха, а точнее, из виртуального пространства. Но выяснилось это не сразу. Вначале шла вялая позиционная война. Пока "приобретатели" строили заборы и рыли котлованы под свои особняки, местные жители писали жалобы во все районные инстанции и просили разобраться: по какому праву у них отняли берег реки?!
Впрочем как выяснилось, всю операцию аферисты провернули в октябре 2010 года через Кадастровую палату. За один день два предприимчивых жителя Люберец скупили у разных людей и даже зарегистрировали в Кадастровой палате 20 наделов. Участки якобы принадлежали москвичам, которым их еще в 1992–1993 годах поселковый совет выделил под дачное строительство. Скорее всего, их паспортные данные просто позаимствовали из какой-нибудь базы данных. Потом организаторы аферы продали эти мифические участки третьим лицам, которые покупали землю у воды через риелторское агентство.
Но все в деревне их считают врагами и соучастниками аферы с землей, ведь они не могли не знать о сомнительном происхождении участков у воды. В душах деревенских жителей обида: у кого-то они отняли по нескольку соток, но защищать свои права в суде у местных, особенно стариков, нет ни сил, ни денег. Кому-то не понравился хамский настрой, с которым новые «хозяева жизни» стали менять деревенский уклад.
Накануне, в Титово приехали энергетики и поставили столбы с электрическим кабелем — электричество подвели к арестованным участкам.
«Все эти суды, только для отвода глаз. Шумиха утихнет, они еще раз кому надо заплатят и легализуют свою землю», — говорят жители.