30 августа уйдет с молотка уникальная по всем статьям столичная гостиница «Метрополь» — пока еще собственность Москвы. Общественность опасается, что после покупки знаменитой гостиницы, могут исчезнуть интерьеры, живопись и прочая ценная историческая обстановка пятизвездочной легенды.
Главные вопросы продажи "Метрополя", волнующие общественность накануне аукциона: уцелеют ли после смены собственника потрясающие интерьеры пятизвездочной легенды, расположенной напротив Большого театра, в 3-х минутах ходьбы от Кремля и Красной площади и не исчезнет ли из отеля его знаменитая антикварная мебель, а также уникальная живопись, светильники и прочая ценная историческая обстановка.
«Никто не позволит на месте знаменитого отеля возвести очередной торговый центр», — недавно «успокоил» общественность Тимур Зельдич, руководитель Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества Москвы. Хотя и так понятно, что никакой новый собственник не поднимет руку на майоликовые панно на фасадах, барельефы, башенки и купола уникального памятника эпохи модерн. Правда, чиновник поспешил добавить, что переделывать здание внутри новым собственникам никто запретить не сможет. Тем более что в 1986–1991 годах в гостинице уже была проведена масштабная реконструкция.
Отель действительно пережил грандиозную перестройку. В результате здесь появились компьютеры, кондиционеры и спутниковая связь, а также центральное лобби и конференц-зал. Зато не стало двухзального кинотеатра, кстати, первого в Москве. Было сделано много полезного. У гостиницы, построенной в проблемном месте, на берегу реки Неглинки, укрепили фундамент, деревянные перекрытия заменили железобетонными, обновили и восстановили интерьеры и фасады.
К примеру, в ресторане «Боярский» — том самом, что при рождении звался «Русской палатой» и был знаменит тем, что в нем во время наездов в Москву любил ужинать Григорий Распутин, — реставраторы добрались до первоначальной росписи в стиле кремлевских палат, сделанной художником Сергеем Чехониным. Для этого им пришлось снять восемь слоев краски — наследие советских времен.
Постояльцы «Метрополя» живут среди антиквариата, их окружают хрустальные позолоченные люстры, уникальной отделки вазы, старинная мебель. Ни один из столичных отелей не напичкан антикварными ценностями так, как «Метрополь».
В петербургской «Астории», например, лишь 50 единиц антиквариата, а в «Метрополе» — больше 800. На некоторых даже установлена сигнализация. Одну из здешних антикварных вещиц, лампу с медведем, хотел купить Майкл Джексон, когда останавливался здесь в 1993 году в одном из президентских номеров. Поп-короля с трудом удалось убедить, что в отеле ничего не продается, вещи-то практически музейные.
А теперь получается, что купить «Метрополь» можно со всей его ценнейшей начинкой ? Стартовая цена отеля (с 363 номерами, двумя ресторанами и десятью банкетными залами, площадью 39,4 тыс. кв. м, с земельным участком в 1,1 га) — 8,7 млрд руб. Однако о возможной стоимости его антиквариата никто до сих пор и слова не сказал. А за месяц до аукциона г‑н Зельдич объявил журналистам, что антиквариат останется в собственности государства.
Правильный шаг — так прокомментировали нам это заявление сотрудники причастных к аукциону столичных департаментов. Если это продать, все может распылиться по частным коллекциям, уплыть за границу. Заменить предметы старины на копии в гостинице такого ранга непозволительно. Ее постояльцы — люди королевских кровей, первые лица государств — всегда отличат подлинник от подделки. Впрочем, вывозить из гостиницы ценную обстановку в любом случае никто не собирался. Победитель аукциона должен будет вместе с охранными обязательствами собственника объекта культурного наследия принять на себя и обязательства по охране находящихся в нем движимых предметов истории и культуры, состоящих на государственном учете. Постановка на такой учет — своего рода охранная грамота, гарантия того, что за любым перемещением предмета от владельца к владельцу будет бдительно следить государево око.
Столичный департамент культуры предоставил нам информацию: в перечень движимых памятников гостиницы включено около тысячи объектов. По федеральному закону о культуре, принятому в 1992 году, движимые памятники, состоящие в собственности государства, не подлежат включению в уставный капитал акционерных обществ. Поэтому когда формировался лот для аукциона, эти предметы были выведены из продажи.
Непонятно, однако, почему эту успокоительную информацию можно получить только по специальному запросу. Казалось бы, полная открытость в том, что касается общественно важного события, всем лишь на пользу. Тем более что для участия в этом аукционе приглашались в том числе и уважаемые иностранные инвесторы.
А вот в официальных документах, появившихся к аукциону на сайтах столичных учреждений, можно обнаружить повод для новой тревоги. Так, если верить одному из документов «Мосгорнаследия», предмет охраны памятника федерального значения, которым признан «Метрополь», еще только «необходимо разработать»! Это значит, что нет перечня всего неприкасаемого — того, что нельзя будет тронуть, если новому хозяину захочется перестроить отель. Хотя специалисты с закрытыми глазами перечислят все, что нужно в нем охранять, — начиная от майоликовых панно на фасадах (всего их 23, но главная жемчужина — «Принцесса Греза», созданная по картине Михаила Врубеля), живописных панно в холлах, декоративной росписи на сводах и стенах ресторанов, витражей на лифтовых площадках, дивной внутренней беломраморной лестницы и заканчивая служебными лестницами с изысканными металлическими решетками.
Самое удивительное, что разработкой предмета охраны легендарного здания займется вовсе не охраняющее памятники ведомство. Эту ответственную работу поручат новому владельцу. Между тем речь ведь идет не просто о памятнике — о свидетеле целого века нашей замысловатой истории. Недаром самый дешевый одноместный номер стоит здесь 15 тыс. руб. в сутки, а самый дорогой, президентский, — 80 тыс. Считается, что «трофейный» отель стоит свеч. «Трофейный» по нынешней терминологии — это тот, что может похвастаться знаковым расположением, архитектурой, историей и безупречной репутацией. А также особой легендой.
Легендарного прошлого у «Метрополя» не отнимешь. Чего стоит драма его основателя — Саввы Мамонтова, потомственного купца, мецената, прозванного современниками Саввой Великолепным. Он мечтал о культурном центре, какого не знала Москва, с театром по размеру больше Венской оперы, гостиницей, рестораном, катком, залами для выставок, зимним садом — под эту мечту акционерное общество «Санкт-Петербургское общество страхования», главным пайщиком которого и был Савва Мамонтов, арендовало целый квартал в Москве, провело конкурс на проект фасадов нового сооружения, в котором приняло участие больше 20 архитекторов. Но все закончилось обвинением в растрате, препровождением в наручниках через весь город в Таганскую тюрьму. Его защищал знаменитый Плевако, он был оправдан судом присяжных, но акционеры достроили «Метрополь» уже без Саввы. В итоге по настоянию пайщиков в Москве появилось более прибыльное предприятие — первоклассный отель с тремя ресторанами. Правда, в 1901 году, когда строительство почти завершили, случился пожар, все пришлось начинать заново, и для новых постояльцев гостиница открылась уже в 1905-м.
Ее главный ресторан (тогда он назывался «Зимний сад», а не «Метрополь», как сейчас), где Савва Мамонтов мечтал слушать оперу, стал ярмаркой тщеславия «старых русских». Особенно поразил Москву банкет, который закатил здесь однажды Николай Рябушинский: столы он украсил привезенными из Ниццы незабудками, а в центре зала стоял высеченный из целого куска льда медведь, державший в лапах блюдо с устрицами. Если вы никогда не бывали в этом роскошном зале со знаменитым витражным куполом, монументальными светильниками и мраморным фонтаном в центре, то наверняка не раз видели его в кино. В недавнем фильме-экранизации «Шпионского романа» Бориса Акунина главный герой (в исполнении Федора Бондарчука) совершает свои головокружительные танцевальные па как раз вокруг этого фонтана.
Писатель Юрий Нагибин описывал, как в 1940–1950-е годы его водяные струи осыпались в бассейн, где плавали рыбы: посетители могли выбрать любую и заказать ее в сметане, фри или запеченную в картофеле. По легенде, именно в фойе «Метрополя» Есенин, опустившись на колени, впервые признался в любви Айседоре Дункан. Именно в этом ресторане познакомились в апреле 1955 года виолончелист Мстислав Ростропович и солистка Большого театра Галина Вишневская. Для Вишневской с Ростроповичем отель вообще стал на время родным домом — они остановились здесь, приехав на гастроли после многолетнего изгнания. Вертинский, когда в 1940-х ему наконец разрешили вернуться на родину из эмиграции, несколько лет, пока не получил квартиру на Тверской, обитал в одном из здешних номеров с женой и дочками Марианной и Анастасией.
В нынешнем президентском номере 2264, где в наши дни успело побывать немало именитых постояльцев, включая короля Испании Хуана Карлоса, жил и принимал посетителей народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин. На втором этаже в номере, выходящем на Театральный проезд, когда-то был еще один высокий кабинет — приемная Якова Свердлова, председателя ВЦИК. Это было после революции, когда большевики на несколько лет превратили «Метрополь» в большое партийное общежитие, дав ему новое имя — Второй Дом Советов. Чичерин, выходец из знаменитого дворянского рода, выбрал себе один из самых красивых, со вкусом обставленных антикварной мебелью номеров. В бывших чичеринских апартаментах и сегодня диван с резными львами на подлокотниках, старинный рояль, венецианское кресло, сделанное век назад по образцам XVII века, зеркала с серебряным покрытием, роспись на стенах и потолках. И даже телефон в туалете.
В конце 1920-х «Метрополю» вернули его прежний статус роскошного отеля для избранных. В числе первых иностранцев, расположения которых добивалась советская власть, здесь поселили в 1931 году Бернарда Шоу: в Москве писатель отпраздновал свое 75-летие, был принят в Кремле Сталиным, который говорил с ним целых два часа. Кстати, Иосиф Виссарионович тоже переступал порог «Метрополя». Правда, всего один раз, в феврале 1950 года, когда Мао Цзэдун пригласил его сюда на небольшой прием. Вообще-то Сталин никогда не посещал приемы в ресторанах, видимо, боялся покушений, но для китайских товарищей сделал исключение. На банкете он произнес тост и даже сыграл с председателем Мао партию в шахматы.
Фотомузей в атриуме — история отеля в лицах. Правда, на фоне здешних красот запечатлены по большей части современные знаменитости — короли, президенты, премьер-министры, шейхи, всемирно известные музыканты, писатели, актеры. Их в портфолио «Метрополя» — как звезд на небе.
По мнению экспертов, утвержденная городом стартовая цена «Метрополя» может значительно вырасти. Объект намного интереснее для инвесторов, чем «Националь» (продан в декабре прошлого года группе БИН семьи Гуцериевых и Шишхановых за $150 млн), и, по оценкам, может стоить от $400 млн до $1 млрд.
Список участников аукциона не разглашается. Известно, что правительство Москвы рекламировало отель крупным иностранным инвесторам, например Morgan Stanley. О заинтересованности в покупке «Метрополя» заявило уже несколько отечественных игроков. Это группа компаний «Корстон» (основной владелец Анатолий Кузнецов), которая уже владеет и управляет четырьмя гостиничными комплексами в Москве, Серпухове, Казани и Черногории. Еще один претендент — предприниматель Александр Клячин, владелец гостиничной сети Azimut Hotels (в нее входит 23 отеля категории три-четыре звезды в России, Германии и Австрии) и контрольного пакета в ООО «СП «Метрополь». Претендовать на покупку «Метрополя» могут также структуры президента Бинбанка Микаила Шишханова (племянник предпринимателей Гуцериевых) и главы инвестгруппы «Нафта Москва» Сулеймана Керимова — на пару они уже контролируют 74,5% ОАО «Декмос», владеющего гостиницей «Москва».
Одно из обременений для будущего владельца «Метрополя» — до 1 марта 2017 года здание и участок переданы в аренду СП «Метрополь», которое одновременно является управляющей компанией. Принадлежащий городу 30-процентный пакет в этом СП, который оценивается примерно в 1 млрд руб., городские власти сначала собирались выставить на продажу единым лотом вместе с гостиницей. Но с ним произошли удивительные метаморфозы. Выяснилось, что еще год назад город лишился своей доли в СП «Метрополь», а доля «дочки» ВАО «Интурист», компании «Интурист Тревел Лимитед», которая выступала партнером столицы в этом предприятии и владела 70% его уставного капитала, сократилась с 70 до 14,9%. Как оказалось, долю города и часть пакета «Интуриста» консолидировали главные акционеры СП, всего 11 физических лиц. В их числе гендиректор СП «Метрополь» и отеля Юрий Матков, а также другие крупные акционеры СП — его финдиректор, главный юрист, главный бухгалтер, директор ресторанной службы и т.д. При этом город не давал добро на сделку по продаже трети своих акций топ-менеджерам СП. В начале этого года стало известно, что Юрий Матков, превратившийся уже в экс-директора, и другие крупные акционеры СП продали свои акции топ-менеджерам компании «Вектор Инвестментс», подконтрольной предпринимателю Александру Клячину. Сегодня структуры Клячина владеют уже 70% СП «Метрополь».
В сентябре прошлого года департамент имущества Москвы подал в арбитражный суд столицы иск о необоснованном обогащении топ-менеджеров СП на 249,5 млн руб. В начале июля суд вынес решение в пользу ответчика — к тому времени это уже были структуры г‑на Клячина. Не дожидаясь торгов, бизнесмен уже сообщил о планах по разработке новой бизнес-стратегии «Метрополя».
Город пригрозил, что после проведения полной процедуры проверки действий топ-менеджеров СП «Метрополь» последние будут привлечены к уголовной ответственности. Юрий Матков уже проходит по уголовному делу о выводе 30% долей в уставном капитале СП — эта информация прозвучала на процессе в арбитражном суде.