Фото: "МК"

Набирает обороты скандальная реконструкция "Геликон-оперы" на Большой Никитской

Скоро славная «Геликон-опера» откроет 23-й сезон, все там же — в неприспособленной высотке на Новом Арбате, в своем же дворике усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Никитской. На этой «стройке» скрестились шпаги 2-х уважаемых организаций — бертмановского театра и «Архнадзора». Однако теперь вопросы не к «Архнадзору», а к чиновникам.

Сергей Собянин поставил в этой истории точку, назвав жесткие сроки открытия основной сцены: проект ее реконструкции (тот самый — с «перекрытием» двора, с красным крыльцом усадьбы, которое станет ложей для почетных гостей) был утвержден Общественным советом при мэре Москвы, и к 2013 году обновленный театр должен был быть открыт. Остается четыре месяца — а там, по словам наблюдателей, «еще конь не валялся». Пишутся «во здравие» письма, что все, мол, чудесно и замечательно, «геликоновцам» обещают и улыбаются, но скорость принятия решений крайне медленная, притом что с легкостью в план реконструкции стаей встают театр Гоголя, Малая Бронная, «Современник» (причем суммы, заявляемые на иные «ремонты», мягко говоря, поражают воображение).

Сенатор (и бывший министр культуры) Наталья Дементьева познакомилась с «Геликоном» еще в 1997 году:

Нынешний Департамент культуры п/р Сергея Капкова работает положительно, быстро и ярко — это заметно, например, по различным праздникам, проходящим в парках, в усадьбах, т.е. Москва становится городом для жителей. И при таком большом хозяйстве, может быть, превалирует мнение, что оперы у нас и так много — и Большой, и Станиславского—Немировича-Данченко, и Музыкальный театр им. Сац...

Они как-то приспособили это здание, но все музыкальные люди немножечко морщатся: акустика оставляет желать лучшего, да и само помещение... не для этого было сделано. Причем никем не оспаривается ситуация, что талантливому коллективу надо помочь: архитектурное сообщество — «за», музыкальное и зрительское — двумя руками «за». Но ничего не делается.

Основоположников «Геликон-оперы» всюду приглашают, они украшают собой лучшие оперные сцены мира, но... неизменно возвращаются домой, надеясь наконец поработать в родном здании.

Сам Дмитрий Бертман нынче завершает постановку «Фауста» в таллинской Национальной опере (20 сентября премьера), он удручен ситуацией с основной сценой — по документам все замечательно, а работы не идут уже полгода:

— Уже просто сил нет. Помещение на Арбате — это антитеатр! Нет ни одного репетиционного зала, нет ни одного класса для занятий, есть один этот конференц-зал и две гримерные на такую огромную труппу. Плюс два туалета: хор и оркестр в очереди в антракте стоят! А чтобы войти туда, мы каждый раз должны предъявлять пропуска, как на режимном предприятии, зритель должен с паспортом прийти в кассу, чтобы его только пропустили на второй этаж. Причем он должен пройти через киоски с лифчиками и всего подряд. Уж не говорю про сцену: вынос с нее декораций на улицу — это труд древних египтян. Когда идут спектакли — зритель вовсю слышит метро: поезд прошел — все трясется.

На сбор труппы «геликоновцы» очень ждут представителей Департамента по культуре Москвы, чтобы окончательно прояснить сроки открытия основной сцены.