Жители поселка Кунгурка Свердловской области нашли большую свалку, состоящую из одежды, обуви, матрасов и еды, предназначавшихся, скорее всего, для пострадавших от наводнения в Краснодарском крае. Л.Булатова, замдиректора Центра социального обслуживания г. Ревда Свердловской обл., уверена, что это не просто несанкционированная свалка, а именно гуманитарная помощь Крымску. Это видно по специфическому ассортименту вещей.
Факты использования гуманитарной помощи не по назначению наблюдались уже 9-10 июля, во время пребывания меня с нашими корреспондентами в станице Новобаканская Краснодарского края. Мы прибыли туда вместе с группой волонтеров из Москвы, доставивших Крымску груз гуманитарной помощи. Сообщили нам о творящихся безобразиях местные социальные активисты, Дмитрий Чернов из Лермонтова и Михаил Савостин ("Вече МВ"). Гуманитарной помощи, рассказали нам они, на самом деле доставляют очень много, но до обездоленных людей она зачастую не доходит, а растаскивается жуликами и ворами разного калибра. Они набивают "товаром" свои гаражи, а потом торгуют им на рынке.
В Крымске существуют десятки координационных штабов МЧС и медиков, но настоящего контроля за распределением ресурсов и за перемещением волонтеров нет. Мобильная связь тоже очень плохая (и дорогая), и если ты, предположим, отстал от своей группы, и у тебя села батарейка в телефоне, - беда. Ищи тогда главных координаторов спасательных работ, рядовые тебе ничего не подскажут: Нет информации.
Еще мы узнали, что добиться людям получения хотя бы единовременного пособия в 30.000 рублей тоже чрезвычайно трудно. Находится множество причин, чтобы не платить людям вообще, либо отсрочить платеж на неопределенное время. Например, отсутствие документов у заявителя, - а у многих они утонули. Или вдруг выясняется, что есть перечень улиц в Крымске (а также станице Нижнебаканской), жители которых по надуманным причинам не считаются пострадавшими от наводнения. Подобное отношение к гражданам практиковалось и при наводнении в 2002 году, когда никому не хотели платить компенсаций за ущерб. И мало кто их в итоге добился.
В земельном фонде Крымска всем обратившимся туда людям советуют подписать документ о том, что местные власти якобы предупреждали население о надвигающейся катастрофе. В противном случае угрожают вообще не заплатить ни рубля за утраченный дом и снесенный лавиной участок.
Такие нарушения закона со стороны чиновников обещают стать рутинными: ведь многие, боясь спорить с властями, смирятся с шантажом и подпишут все, что им велят. Поэтому людям, находящимся в зоне бедствия в Краснодарском крае, нужен, помимо волонтерской помощи, боевой отряд адвокатов, способных защитить их от наглых требований чиновников, не желающих им помогать, - просто, чтобы гражданам не пойти по миру, будучи без документов, дома и денег.