Департамент культурного наследия подготовил новый регламент признания аварийными жилых зданий, находящихся в достопримечательном месте или в зоне охраны объекта культурного наследия.
Прежде все согласования сноса таких зданий должны были длиться не более года. Теперь срок увеличен до двух лет. Это позволяет провести более тщательную экспертизу и дает больше шансов опротестовать признание дома аварийным в суде.
Речь идет о нескольких тысячах многоквартирных домов, не имеющих статуса объекта культурного наследия. Что касается жилых домов-памятников, то их в Москве около 300, и решение об их сносе должно рассматриваться индивидуально на уровне федеральных властей.
Сам порядок сноса практически не изменился. Вначале комиссия по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест (ее часто именуют «сносной») принимает решение о допустимости сноса здания — к примеру, из-за отсутствия исторической ценности. Затем органы исполнительной власти Москвы рассматривают решение о признании такого жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Прежде на это органам власти отводился год, теперь — два.
Новый регламент должны рассмотреть на ближайшем заседании комиссии, затем его должен подписать мэр.
— Чем больше срок, тем больше возможность выверить ситуацию и провести все необходимые проверки, — уверен Михаил Малинин, зампредседателя Московского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
Случаев неправомерного признания зданий аварийными в Москве немало. Как рассказала «Известиям» Екатерина Солодкая, жительница дома № 19 на Садовой Спасской, это здание было признано аварийным на основании подложных документов.
— Например, в отчете было указано, что в некоторых квартирах обрушились межэтажные перекрытия, — пояснила она. — Мы провели свою экспертизу, сделали фотографии в этих квартирах — никаких обрушений там нет. Кроме того, в отчетах экспертов было прописано, что дом надо признать ветхим — позже в тех же документах он стал аварийным.
Она добавила, что сейчас жильцы пытаются опротестовать результаты проверок, но процесс выселения уже идет. А если бы у них было больше времени, то, возможно, удалось бы провести новые обследования еще до выселения людей.
При этом Малинин добавил, что длительное обследование действительно аварийного здания может кончиться тем, что жильцов просто не успеют выселить.
— Ничего хорошего для жильцов не будет, — уверен Сергей Поправка, директор юридического департамента Penny Lane Realty. — Естественно, проживать в аварийных домах опасно. Вопрос только в степени опасности — кто-то ежедневно рискует жизнью, для кого-то опасность менее велика. И очень удивляет позиция власти. Когда же у нас наконец поймут, что качество жизни людей, их безопасность несоизмеримо дороже мнимой исторической ценности двухсотлетних развалюх с прогнившими перекрытиями.