Знаменитая ЦСДФ, студия, которая десятки лет вела летопись огромной страны, скоро сама может стать историей. Её методично выживают из занимаемых помещений. Большинство монтажных и тон-ателье опечатаны, под угрозой находится уникальная коллекция фильмов, которые когда-то гремели на весь мир.
Настоящее документальное кино. Драматизм – запредельный. Производство – старейшая российская Центральная студия документальных фильмов, которую неизвестные силой выкидывают из производственных помещений.
"Просто выметайтесь и всё! Вот, собственно, что произошло", - рассказал заместитель директора Российской Центральной студии документальных фильмов Дмитрий Козырев.
Монтажные, тон-ателье, студии озвучания ныне опечатаны авторемонтным центром Мингосимущества, некоторые комнаты уже заняты какими-то арендаторами. От ЦСДФ остался единственный монтажный цех, где работают в очередь, и небольшой зал, в котором свалено всё уцелевшее имущество.
"Практически единственное помещение, оставшееся от 8 тысяч квадратных метров. Тут и съёмка фильмов, и вынуждены тут же хранить доску Славы защитников Родины – это тем операторам, сценаристам, которые погибли во время Великой Отечественной войны", - сообщил исполняющий обязанности генерального директора Российской Центральной студии документальных фильмов Николай Ворощук.
Полвека эта мемориальная доска висела в зале славы здания ЦСДФ в Лиховом переулке. Именно здесь и начиналась в 1927 году история легендарной студии документальных фильмов, операторы и режиссёры которой весь XX век день за днём писали летопись страны. Это была потрясающая кинофабрика, которой завидовал весь мир. Дзига Вертов, Роман Кармен. Коллективизация, Отечественная война, единственный наш документальный "Оскар" 1943 года за фильм о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, великие стройки СССР. Всё закончилось в начале 2000-х. Студия прошла банкротство, дом в Лиховом стал собственностью РПЦ.
В 2007 году было выпущено распоряжение Росимущества заключить с Российской Центральной студией документальных фильмов договор о безвозмездном пользовании в здании, находящемся в хозяйственном ведении авторемонтного центра. Однако правительственные распоряжения, письма Минкульта, поручения и предписания чиновников высшего ранга оказались просто кипой бумаг. По словам директора, никто ничего со студией заключать не стал, она так и живёт со всеми своими бесценными архивами за 85 лет – а это десятки тысяч уникальных плёнок – на птичьих правах и без должного финансирования. А авторемонтный центр методично, безо всяких судебных решений, выкидывает кинематографистов из помещений.
Планы, были очень большие: преобразовать ЦСДФ в современный центр кино с поддержкой государства, который объединил бы всех российских документалистов, чего они все не просто ждут – о чём давно мечтают.
"Конечно, России важно сохранить студию ЦСДФ как в своё время флагман документального кино, как просто символ российской документалистики", - подчёркивает Виталий Манский.
Но, по версии Росимущества, всё упирается в некий коммунальный долг – миллион с лишним рублей за занимаемые ЦСДФ полторы тысячи квадратных метров.
Тупик. Или попросту хитроумный способ окончательно уничтожить государственную киностудию, дабы без лишней возни сдавать площади в аренду.