Минкультуры России внесло в Правительство Российской Федерации проект распоряжения об исключении из Реестра объектов культурного наследия памятника Федерального значения «Усадьба «Дом Салтыкова на Бронной».
Министерство культуры Российской Федерации внесло в Правительство Российской Федерации проект распоряжения об исключении из Реестра объектов культурного наследия памятника Федерального значения «Усадьба «Дом Салтыкова на Бронной». В основу распоряжения положена тайная экспертиза о лишении усадьбы статуса памятника, под которой стоят подписи группы экспертов, раннее уже упомянутых в статье "Историко-культурные киллеры".
Знаменитая усадьба Салтыкова, сформировавшаяся в XVIII веке, располагалась на обширном участке между Большой Бронной улицей и Сытинским переулком и выходила на проезд Тверского бульвара. Часть ее строений пережила пожар 1812 года. Старый главный дом был построен в классическом стиле и имел парадный фасад. Двухэтажный флигель выходил в Сытинский переулок. В первой четверти XIX века был построен новый главный дом, Южный, парадный угловой фасад которого смотрел в переулок и на улицу. В начале ХХ века этот дом был перестроен в стиле модерн с большими квадратными окнами. Эта городская усадьба по праву считалась одной из самых красивых в Москве. О ней упоминалось и в знаменитых казаковских «Альбомах».
В 1995 году Указом Президента Российской Федерации весь ансамбль был признан памятником архитектуры Федерального значения. А вот далее начались трагические утраты. В июле 1998 года четыре усадебных строения были снесены личным распоряжением тогдашнего Мэра Москвы Ю.М.Лужкова. К сожалению, именно тогда был утрачен корпус, обозначенный в «Альбомах» Казакова. Но Южный главный дом в стиле модерн (Большая Бронная, 20), в котором до 1990-х располагалась Некрасовская библиотека, уцелел. Сохранились также дворовые службы, расположенные в центре участка. Все последние годы комплекс стоял законсервированным и ждал решения властей, на месте снесенных домов оставался пустырь. Сначала ходили слухи о возможном восстановлении снесенных зданий, но потом инициатива пропала. Усадьба ждала своего инвестора. И, похоже, дождалась.
Некое ООО «Вионет-групп» не скрывает своих планов начать на участке новое строительство. Но участок и находящиеся на нем здания имеют охранный статус – объект культурного наследия федерального значения. Этот статус не допускает размещение на этой территории никаких новых зданий – он позволяет только воссоздать разобранные в 1998 году строения и восстановить усадьбу. Однако, ООО «Вионет-групп» не планирует восстанавливать ансамбль, а намеревается построить на участке усадьбы современные строения. А для этого нужно снять с усадьбы охранный статус. Для снятия охранного статуса с усадьбы «Дом Салтыкова на Бронной» предпринимаются воистину огромные усилия на всех уровнях, от московской мэрии до федерального правительства.
Правительство Москвы в течение нескольких лет ведет работу с Министерством культуры, настаивая на том, чтобы последний инициировал снятие с усадьбы Салтыкова на Бронной охранного статуса. Так, в январе 2014 года Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Марат Хуснуллин просит Министра культуры Владимира Мединского поручить Министерству культуры организовать государственную историко-культурную экспертизу по выведению усадьбы из реестра объектов культурного наследия.
Эта кропотливая работа наконец увенчивается успехом, и в конце 2015 года Министерство культуры вносит в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о снятии с усадьбы охранного статуса. 3 февраля 2016 года аппарат Правительства России возвращает документы в Минкульт на том основании, что усадьба признана объектом культурного наследия Федерального значения и процесс снятия памятников с госохраны установлен соответствующими законами.
Впрочем, 3 марта 2016 года на свет появляется исключительно любопытный документ. Если до этого лица, участвующие в спецоперации по снятию с усадьбы Салтыкова на Бронной охранного статуса, старались сохранять хотя бы видимость приличий и следования законам, то начиная с этого момента их деятельность полностью покинула пределы законодательства Российской Федерации.
3 марта 2016 года появляется письмо Заместителя Министра культуры Мэру Москвы Сергею Собянину. Это письмо гласит:
«В соответствии с актом государственной историко-культурной экспертизы, а также письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 03.02.2016 № П44-4943 Министерством культуры Российской Федерации подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия (ансамбль) «Усадьба («Дом Салтыкова на Бронной»)», XVIII-XIX вв. (г. Москва, Тверской бульв., 27/1/20, Сытинский пер., 1, Бронная Большая ул., 20) , за исключением входящего в его состав объекта культурного наследия федерального значения (памятник) «Главный дом», XVIII-XIX (г. Москва, Тверской бульв., д. 27/1/20, стр. 1). На основании изложенного прошу Вас, уважаемый Сергей Семенович, в возможно короткие сроки согласовать (завизировать) данный проект распоряжения Правительства Российской Федерации.»
К письму прикладывается проект распоряжения, который предлагается завизировать, и письмо аппарата Правительства РФ от 03.02.2016. Государственная историко-культурная экспертиза среди приложений отсутствует.
В этом документе прекрасно все.
Во-первых, Мэр города не уполномочен согласовывать или визировать проекты распоряжения Правительства Российской Федерации, в том числе касающиеся объектов культурного наследия. Таким образом, этим письмом Заместитель Министра культуры прямо предлагает Мэру Москвы совершить действие, выходящее за пределы его полномочий.
Во-вторых, в обращении утверждается, что проект распоряжения о снятии федерального памятника с охраны разработан якобы на основании письма аппарата правительства России. В действительности это письмо не содержит никаких требований о разработке подобного распоряжения. Напротив, этим письмом аппарат Правительства возвращает проект распоряжения Министерству культуры.
В-третьих и в самых главных: действующее законодательство в принципе не допускает совершение действий, описанных в этом распоряжении. Ни правительство Российской Федерации, ни какой бы то ни было другой орган власти Российской Федерации не уполномочен исключить из государственного реестра часть объекта культурного наследия. Объект культурного наследия может быть либо исключен из реестра объектов культурного наследия полностью, либо сохранен в нем – опять же полностью.
К слову, письмо Министерства культуры Мэру города подписано Заместителем министра культуры Григорием Пирумовым. Через несколько дней после подписания этого письма Пирумов был арестован по делу о хищении государственных средств.
Пока Пирумов сидел в тюрьме, рассмотрение его письма в Правительстве Москвы шло своим чередом. Причем количество связанных с ним удивительных фактов нарастало.
Так, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов рассмотрел проект распоряжения Правительства Российской Федерации о частичном снятии памятника с охраны, вместе с государственной историко-культурной экспертизой, которая это действие обосновывала. Он не нашел в этих документах ничего противозаконного и заключил, что Мэру города целесообразно согласовать данный проект.
Стоит отметить тот факт, что руководитель Департамента культурного наследия обязан знать, что любая государственная историко-культурная экспертиза, прежде чем ее можно будет использовать для любых юридических действий, должна быть выложена в интернет и пройти публичное обсуждение. Экспертиза по снятию охранного статуса с части усадьбы Салтыкова на Бронной публичное обсуждение не проходила. До настоящего времени на сайтах Министерства культуры России и Мосгорнаследия, на одном из которых в обязательном порядке должны быть выложены все государственные историко-культурные экспертизы в отношении объектов, находящихся в городе Москве, эта экспертиза отсутствует.
Сама по себе экспертиза, на основании которой Министерство культуры и Правительство Москвы хотят исключить федеральный памятник из реестра объектов культурного наследия, до такой степени противоречит действующему законодательству, что вызывает большие сомнения в ее, как минимум, объективности.
Согласно документам, заказчиком рассматриваемой экспертизы является ООО «Вионет-групп» - та самая компания, которая планирует на данном участке строительство. Экспертиза проведена за 6 дней – с 19 по 24 февраля 2016 года. Проведение историко-культурной экспертизы – большая работа, требующая сбора документов, их анализа, обязательной фотофиксации, написания текста. На практике, стандартный срок проведения экспертизы – 3-4 недели, а иногда и больше. Написать историко-культурную экспертизу за 6 дней практически невозможно.
И вот еще один важный момент, который не сообразуется с логикой. Департамент культуры Правительства Российской Федерации рассмотрел вопрос о снятии памятника с госохраны 3 февраля 2016 года и принял решение «о выпуске документа, предусматривающего исключение из единого реестра объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба («Дом Салтыкова на Бронной»), XVIII-XIX вв.», за исключением сохранившегося главного дома по адресу: Тверской бульвар, д. 27, стр. 1». При этом обращает на себя внимание тот факт, что данное решение не могло иметь под собой никаких оснований, так как на момент его принятия историко-культурной экспертизы, которая "обосновала" возможность лишения памятника охарнного статуса, еще не была даже составлена. К её написанию, напомним, эксперты приступили лишь 19 февраля 2016 года.
Федеральный закон допускает исключение объекта культурного наследия из реестра ровно в двух случаях: полная физическая утрата объекта культурного наследия или утрата объектом историко-культурного значения. Авторы рассматриваемой экспертизы мотивируют вывод экспертизы о допустимости частичного лишения объекта статуса памятника двумя основаниями: физической утратой части входящих в состав объекта культурного наследия зданий (тех самых корпусов, которые были разобраны при Лужкове) и утратой одним из корпусов историко-культурного значения. Ни одна из этих причин – частичная утрата объекта и якобы имеющая место утрата одной из частей объекта историко-культурного значения – не являются основанием для снятия с объекта культурного наследия охранного статуса.
Снос усадьбы Салтыкова. Фото: с сайта "Архнадзор"
Экспертиза была подписана комиссией из четырех экспертов: Ольгой Замжицкой, Владимиром Кронгиусом, Галиной Маланичевой и О.Г.Новиковой. В качестве председателя комиссии указана руководитель Центрального Совета ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) Галина Ивановна Маланичева.
Во время сбора информации для подготовки данной статьи появилось мнение, что экспертиза может быть поддельной. Чтобы рассмотреть и такой вариант журналисты "Фронде ТВ" связались с рядом аттестованных Минкультуры экспертов по проведению историко-культурных экспертиз, которые прямо заявили о случаях подделки в разные годы их подписей под актами экспертиз. Причем в некоторых ситуациях эксперт действительно проводил экспертизу, но уже после получения документа заказчик экспертизы подменял некоторые листы экспертизы, предоставляя в орган охраны культурного наследия фактически уже поддельный документ.
На настоящий момент неизвестно, в какой степени экспертиза о частичном лишении охранного статуса объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба «Дом Салтыкова на Бронной», которая была направлена в Министерство культуры, соответствует тому документу, который был подписан экспертами. В пресс-службе Министерства культуры "Фронде ТВ" подтвердили наличие экспертизы, однако её содержание не уточнили.
Доподлинно известно то, что данная экспертиза, противоречащая действующему законодательству, не опубликованная, не прошедшая общественное обсуждение и в силу этого не имеющая никакой юридической силы, была представлена в Министерство культуры, а Министерство культуры, в свою очередь, на основании этого внесло в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о частичном исключении из реестра объектов культурного наследия памятника федерального значения «Усадьба «Дом Салтыкова на Бронной».
История с исключением Усадьбы Салтыкова из Реестра памятников в очередной раз ярко показывает, что ради нового строительства можно обойти все существующие нормативно-правовые акты. В последнее время очень часто решения о снятии статуса объекта культурного наследия продвигаются на самом высоком уровне и граждане не всегда имеют возможность вмешаться в этот процесс с целью его пресечения. Об этом подробнее можно прочитать в статье "Фронде ТВ" - "Историко-культурные киллеры".
Статья подготовлена на основе имеющихся в распоряжении Редакции документов и материалов.
Надеемся, что комментарии властных структур последуют.