На Онежской улице собственник перестраивает выявленный объект культурного наследия - Дом начальника участка службы пути Московской Окружной железной дороги, архитектора Померанцева.
Дом начальника участка службы пути Московской Окружной железной дороги (по адресу: Онежская улица, дом 2А) - выявленный объект культурного наследия, созданный под руководством знаменитого архитектора А.Н. Померанцева, - может оказаться безнадежно изуродованным.
Здание подвергается незаконной перестройке из-за волюнтаристского решения владельцев объекта (А.Б.Калашьяна и Л.П.Кузнецовой), без какого-либо предварительного проекта и согласований. К 7 января была уничтожена большая часть подлинной кровли (форма и материал которой входят в предмет охраны здания), и уже началось наращивание капитальных стен новой кладкой.
Полтора года назад дом уже подвергся самовольной перепланировке, во время которой было безжалостно истреблено всё, что находилось внутри здания. Тогда градозащитниками были направлены соответствующие обращения в Мосгорнаследие и государственную инспекцию по недвижимости. Там подтвердили отсутствие каких-либо согласований и незаконный характер работ на памятнике, и Мосгорнаследие начало административное производство по этому факту.
Активисты сообщили о факте незаконных работ на памятнике на «горячую линию» Мосгорнаследия, а также направили обращения и в другие инстанции. Причем не только по факту искажения облика охраняемого законом здания, но и в связи с нарушениями правил проведения строительных работ (такими, как присутствие посторонних людей в перестраиваемом помещении, необеспечение их безопасности и пр.).
Повторные несанкционированных работы на памятнике (если они будут происходить), могут повлечь за собой не только присуждение крупного штрафа владельцам здания, но и принуждение их к восстановлению за свой счёт изуродованных и местами сильно разрушенных стен и крыши. Проведение реставрационных работ тоже будет оплачено безответственными владельцами. Мосгорнаследие, в случае отказа собственников от выполнения законных требований по восстановлению здания, вправе возбудить уголовное дело по 243 ст. УК РФ — «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)». А также возможен в этом случае иск об изъятии объекта культурного наследия у собственника, «совершающего действия, угрожающие сохранности объекта и влекущие утрату им своего значения» (ст. 54 Федерального закона «Об объектах культурного наследия»).
В настоящее время идет процесс рассмотрения Мосгорнаследием акта государственной историко-культурной экспертизы. В ней рекомендуюется включить здание в Единый реестр объектов культурного наследия в составе ансамбля станции «Лихоборы». Подготовленный экспертами проект предмета охраны памятника включает и уничтожаемые собственником объёмно-планировочные характеристики постройки. Получение статуса регионального памятника помогло бы в дальнейшем защитить дом работы архитектора А.Н.Померанцева от вандализма владельцев.
Историческая справка:
Одноэтажный дом начальника участка службы пути Московской Окружной железной дороги построен в 1905–1908 гг. по проекту архитектора А.Н Померанцева в стиле «модерн». В нём располагалась служебная квартира начальника участка, в которой он жил вместе с семьёй всё время своей работы на железной дороге, и его рабочая контора. На время отсутствия начальника за домом присматривал сторож, для которого также было предусмотрено жилое помещение с печью. Имеет статус выявленного объекта культурного наследия. В 2015 г. проведена историко-культурная экспертиза, подтвердившая ценность здания и рекомендовавшая перевести его в категорию объектов культурного наследия регионального значения.
Управление протяжённой железной дорогой из одного центра обычно представляется достаточно затруднительным. Поэтому с момента возникновения первых железнодорожных магистралей было принято их разделение на службы, каждая из которых отвечала за свою часть инженерно-технического комплекса дороги: существовали службы пути (поддерживала в исправном состоянии железнодорожный путь и искусственные сооружения), тяги (отвечала за локомотивное хозяйство), сигнализации, связи, гражданских сооружений и т.д. Каждая из служб делилась на участки относительно небольшой длины, в пределах каждого из которых можно было осуществлять руководство и снабжение из одного центра. Так возникли участки службы пути, тяги и т.д. Участок пути обычно имел длину около 20 км.
Окружная железная дорога, в силу своей небольшой протяжённости (54 км), состояла всего из одного участка пути. Однако для повышения эффективности руководства службой пути была введена должность помощника начальника участка службы пути, находившегося на станции Угрешская.